В Смоленской области нет великих строек века, в Демидовском районе нет грандиозных агропромышленных комплексов, на селе нет работы, зато есть женщины. Сильные, предприимчивые, добрые. В деревнях нет газа, водопровода, мобильной связи, про канализацию промолчим. Электричество и всё, живите, как хотите. Так и живут – в округе одни старики остались, в памяти которых – советское время, работа на лесопилке, уверенность в завтрашнем дне.
Но только не в деревне Шапы! Нет, там всё по-другому. Там детский смех и радостные лица взрослых, изменивших свою жизнь и жизнь брошенных детей. А всё потому, что однажды в сельской школе осталось семь учеников, и её собирались закрыть. И тогда завуч Светлана Егорова поехала в ближайший интернат и оформила документы на двух девочек.
– В детском доме было трудно. Обстановка такая, что ком застревал в горле. А как иначе, если дети подбегают и просят "Возьмите меня!"?
Её примеру последовали остальные педагоги, и сельская школа наполнилась топотом детских ног. Ещё двух школьников взяла Елена Егоренкова, а учитель немецкого языка Валентина Платонова взяла "первенца", девятиклассника Никиту. Почему первенца? Потому что потом случились ещё приёмыши.
– Увидела его и сразу поняла, это мой сын.
Так в деревне появились первые пять детдомовцев. Лиха беда начала.
– Сначала было страшно. Брали не малышей, а школьников. Как приёмные дети их воспримут – чужих тёть? Как вольются в деревенскую жизнь?
Тяжело вливались и в семьи, и в деревню. Родные дети ревновали родителей к приёмным. Деревенские боялись, что будет воровство. Называли их волчатами. Но время всё расставило по своим местам.
Всё сложилось замечательно. Многие с первых дней начали называть приёмных родителей мамой и папой, своих они либо никогда не видели, либо никогда не видели трезвыми, начали помогать по хозяйству. В деревне скучать некогда.
В след за учителями потянулись в интернаты другие жительницы деревни Шапы. Не только дурной пример заразителен, хороший тоже хочется повторять. Подрастали одни, забирали в семьи следующих.
– Обидно, когда за спиной шепчутся, что детей мы взяли из-за государственных пособий, – говорит Елена Егоренкова. – Пусть даже и так, но, если ребёнку хорошо в семье, оно того стоит. Пусть говорят.
Самое главное, что жизнь в деревне изменилась. Общее дело сплотило людей.
– Мы поняли одну простую истину. Очень многое зависит от нас самих.
Сейчас в деревне из 36 детей только пятеро "своих", остальные приёмные. Всего за 13 лет в Шапы с населением в 200 человек нашли новые семьи 70 ребят. А первые усыновленные детдомовцы уже выросли. Некоторые остались в Шапы.
Тот самый "первенец" Никита женился, обзавёлся домом и работает начальником почты. Недавно в его семье пополнение – они с женой взяли малыша из детского дома.
#добро #семья #приёмнаясемья #сироты #дети #писатель #СтаниславаБер