О непростой политической жизни писателя, наказанного государством.
Александр Исаевич Солженицын – признанный классик отечественной литературы. Его произведения изучают в школе. Но в его тернистом жизненном и творческом пути были и не слишком известные, но интересные и противоречивые эпизоды.
1. Антисталинские взгляды
Александр Солженицын после Великой Отечественной войны стал нелестно высказываться по поводу политики Сталина. Об этом он открыто писал в письмах, где явно прослеживались зачатки революционного заговора.
Так, в «ГУЛАГе» Солженицын писал: «Гитлер – вторая опасность для России, но никак, при Сталине, не первая».
Само собой, такой персонаж был неугоден советской власти, поэтому Солженицына было решено брать по арест.
2. Не воспользовался черным ходом
В 1974-м году Солженицын жил в Москве на улице Горького, неподалеку от Генеральной прокуратуры СССР, и получив несколько повесток из нее, и видя за собой постоянную слежку и крайне негативные публикации в советской центральной прессе, знал, что будет арестован, заранее собрал необходимые вещи и написал письмо, предназначенное для общественности после его ареста.
Но малоизвестен факт, что в той его квартире была потайная дверь, из которой можно было выйти по черному ходу из дома. Но Солженицын этой возможностью не воспользовался – он бескомпромиссно боролся за правду и готов был к аресту, тюрьме и высылке.
3. Наградить нельзя высылать
После присуждения в 1970-м году Солженицыну Нобелевской премии писатель, как говорили в советских верхах, «не успокоился», продолжая свою общественную деятельность. И поэтому было принято решение Солженицына «наказать» – в том числе и для того, чтобы он не подавал «дурного примера» другим.
В качестве «наказания» за критику советского строя рассматривали два варианта: привлечь писателя к уголовной ответственности или выслать из СССР. Расчет был на то, что после высылки Солженицына за границу, конечно, будет антисоветская компания и выступления самого писателя на различных пресс-конференциях, но потом интерес к Солженицыну на Западе упадет, да и в Советском Союзе многие забудут о его существовании.
Для того, чтобы официально иметь возможность выслать советского гражданина Солженицына из СССР, сотрудники Генеральной прокуратуры получили сверху указание возбудить уголовное дело и произвести допрос писателя. Но автор игнорировал вызовы в прокуратуру, и тогда его решили доставить в принудительном порядке.
Но был еще вариант в советских верхах, который предусматривал, что надо оставить Солженицына в Советском Союзе и попросту его обласкать, сделав попытку получить таким образом очередного отечественного номенклатурного писателя с многочисленными привилегиями. Министр внутренних дел Н.А. Щёлоков предлагал вместо высылки или суда, которые усилили бы интерес к писателю на Западе, оставить Солженицына в СССР и здесь «удушить в объятьях», лишив его возможности критиковать советский строй.
Но этот вариант не был утверждён и Солженицына выслали, не только изъяв в СССР все его книги, но и наказывая тех, кто их распространял и читал…
4. Писатель – это навеки
После избрания президентом Соединенных Штатов Рональда Рейгана противостояние с СССР заметно обострилось. Как-то раз президент даже пригласил в Белый дом известных эмигрантов-диссидентов. В том числе, конечно, и жившего в штате Вермонт Солженицына.
Тот отказался. Заявил, что у него к советской власти, конечно, много претензий. Но он не может встречаться с главой государства, который поддерживает разработку планов, как применить оружие массового поражения против родины Александра Исаевича. Хотя критики во многом с этим фактом не согласны, ведь Александр Исаевич открыто сказал на выступлении в Вашингтоне: «Мы просим вас — прийти и вмешаться!».
Впрочем, встретиться с Рейганом Солженицын всё же был согласен. Когда тот уже не будет президентом США. Вот тогда, предлагал Александр Исаевич, милости просим в вермонтское жилище – посидеть за столом, поговорить о проблемах наших стран… Ведь американский президент – это звание лишь на время. А вот русский писатель – это уже навсегда.
Ранее мы уже писатели о том, что сегодня на фоне инициативы установки памятника Солженицыну вопрос о его патриотизме и творчестве горячо обсуждается, люди разделились на два лагеря. А Владимир Владимирович уверен, что памятнику писателя в России – самое место.
А как вы относитесь к противоречивой личности Солженицына? Пишите в комментариях!
До новых книг!
Ваш Book24