Куда отправился последний паровоз серии Л-4583

2,7K прочитали
Станция Соблаго, сплотка локомотивов тепловоз ТЭП70-242 и следом за ним паровоз серии Л-4583 сменила направление движения перед отправлением на селижаровскую ветку. Октябрь 2016г. Фото: Алексей Алексеев
Станция Соблаго, сплотка локомотивов тепловоз ТЭП70-242 и следом за ним паровоз серии Л-4583 сменила направление движения перед отправлением на селижаровскую ветку. Октябрь 2016г. Фото: Алексей Алексеев

Это был хмурый октябрь 2016г., я тогда ещё работал помощником машиниста тепловоза. Утром 8 числа телефонный звонок из депо прервал мой сладкий сон, оборвав его как всегда на самом интересном месте. - "Алло! Алексей, собирайся сегодня поедешь с машинистом Бобровым на Торжок, погоните сплотку с паровозом, это как раз твоя тема ты же любитель старины. Явка на 13.30 - Хорошо, понял". - ответил я.

Явившись в депо к назначенному времени выяснили, что по прибытию сплотки локомотивов на станцию Осташков в месте явки нам предстоит сменить на путях локомотивную бригаду следующую из Бологое и по удалению за пригородным поездом N6693 Бологое-Великие Луки отправиться далее на Соблаго и затем уйти на Торжок.

Карта-схема Бологое-Полоцкой линии ОКТ ж.д. с прилегающей веткой на Торжок
Карта-схема Бологое-Полоцкой линии ОКТ ж.д. с прилегающей веткой на Торжок

Закончив все свои дела в депо, и надев рыжие сигнальные жилеты, побрели к первому пути станции Осташков. Протяжный тифон со стороны Фирово подсказал нам, что наш поезд уже на приближении к станции. Через пару минут мы увидели как неспешно подкрадывается на станцию сплотка локомотивов состоящая из: пассажирского тепловоза ТЭП70-242 приписки ТЧЭ-14 Санкт-Петербург-Варшавский в голове состава и настоящего ветерана отечественных железных паровоза серии Л-4583 (знаменитая Лебедянка).

Станция Селижарово сплотка локомотивов тепловоз ТЭП70-242 и следом за ним паровоз серии Л-4583. Октябрь 2016г. Фото: Алексей Алексеев
Станция Селижарово сплотка локомотивов тепловоз ТЭП70-242 и следом за ним паровоз серии Л-4583. Октябрь 2016г. Фото: Алексей Алексеев

Я сразу же узнал этот паровоз, мне уже приходилось его видеть ранее на базе запаса в Бологое-2, когда я прогуливался в тех местах ради снимков для своей коллекции на этой станции. Ветеран-паровоз был в неудовлетворительном состоянии: краска на локомотиве вся потускнела и облупилась, везде просматривалась ржавчина. Я забрался внутрь паровоза: будка паровоза сгнила практически на сквозь, под ногами пол весь в дырках, с потолка падали капли от дождя, а на паровом котле даже вырос мох. А что поделаешь, столько времени он простоял под отрытым небом у забора.

 Паровоз серии Л-4583 на базе запаса в Бологое-2 (Бологое-Полоцкое). Март 2016г. Фото: Алексей Алексеев
Паровоз серии Л-4583 на базе запаса в Бологое-2 (Бологое-Полоцкое). Март 2016г. Фото: Алексей Алексеев

Вообще на базе запаса в Бологое-2 до недавнего времени можно было увидеть много локомотивов самых разных серий, как тепловозов в основном ТЭМ1, ТЭМ2, ТЭМ2УМ, 2М62 так и электровозов ЧС2Т, ЧС6.

Локомотивы: тепловозы серии ТЭМ-2 и электровозы ЧС6 на база запаса в Бологое-2 (Полоцкая), Тверская обл. Фото: Денис Доронин
Локомотивы: тепловозы серии ТЭМ-2 и электровозы ЧС6 на база запаса в Бологое-2 (Полоцкая), Тверская обл. Фото: Денис Доронин

Но паровоз серии Л с бортовым номером 4583 на тот момент времени оставался на базе запаса в Бологое последним. Забегая вперед сразу же скажу, что базу запаса в Бологое-2 постепенно готовили к расформированию. А последний оставшийся паровоз было принято решение передислоцировать на единую базу хранения паровозов в г.Рославль в Смоленской обл.

       База запаса локомотивов Рославль в Смоленской обл. Фото из открытых источников
База запаса локомотивов Рославль в Смоленской обл. Фото из открытых источников

Общий маршрут следования паровоза был таков: Бологое-Осташков-Соблаго-Торжок-Ржев-Вязьма-Рославль. Стоит отметить, что выбранный маршрут передислокации паровоза из Бологое через Осташков на Торжок не самый прямой, даже наоборот это большой крюк, учитывая что есть же маршрут напрямую из Бологое по главному ходу на Лихославль и далее на Торжок. Но он был выбран не случайно, поскольку с паровоза не были сняты дышла, а скорость сплотки согласно полученному предупреждению формы ДУ-60 установлена всего 40 км/ч. Поэтому из руководства и правильно, что никто не рискнул пустить "тихоход" по главному ходу С.Петербург-Москва, чтобы не нарушать движение скоростных и высокоскоростных пассажирских поездов между двух столиц.

Техническая остановка на первом пути на станции Пено для смазки деталей и узлов паровой машины паровоза серии Л. Фото: Алексей Алексеев
Техническая остановка на первом пути на станции Пено для смазки деталей и узлов паровой машины паровоза серии Л. Фото: Алексей Алексеев

Именно нашей локомотивной бригаде достался участок от Осташкова через Соблаго на Торжок. По прибытию в Соблаго на 2-й путь нам предстояла смена направления движения чтобы уйти на Торжок, а для этого нужно было отцепиться от состава и обогнаться по 1-му пути тепловозом ТЭП70 по станции.

Смена направления движение в Соблаго перед отправлением на Торжок. Местная детвора, наверняка видят живой паровоз первый раз в жизни, ну как здесь не сделать 
памятный снимок на телефон? Фото: Алексей Алексеев
Смена направления движение в Соблаго перед отправлением на Торжок. Местная детвора, наверняка видят живой паровоз первый раз в жизни, ну как здесь не сделать памятный снимок на телефон? Фото: Алексей Алексеев

Сменив, направление движения в Соблаго, выполнили сокращенное опробование тормозов и получили предупреждения на следующий участок следования Соблаго-Торжок. Этот однопутный участок любопытен тем, что на нём до сих пор сохранились действующие семафоры, а путь лежит на деревянных шпалах и песчаном балласте - всё как во времена паровозов! Ночью после 20.00 и до 08.00 участок закрыт, движения поездов на нём нет и станции не работают. Поэтому вместе с бланком предупреждений мы получили путевую записку форму ДУ-50, разрешающую нам отправиться на закрытый перегон от Соблаго до Торжка. В предупреждении соответственно получили ограничения скорости не более 20 км/ч головой поезда на все переезды почти до самого Торжка и станции Скакулино, Селижарово, Ранцево и Кувшиново. А переездов на этом участке не один десяток. Предстояла длительная поездка по глухой заповедной линии скрытой в лесах Тверской области, воспоминаниями о которой мне хочется поделиться с вами.

"После отправления из Соблаго сумерки сгустились окончательно, накрыв лесное пространство перегона непроглядной тьмой. В смененной второй кабине управления ТЭП70 оказалось, что не работают стеклоочистители. Начался мелкий моросящий дождь, а местами в низинах обрывки густого тумана. Ничего почти не видать впереди. И только огни освещения ж.д. переездов к которым мы крались со скоростью не более 20 км/ч согласно полученному предупреждению хоть как-то позволяли нам ориентироваться на перегоне.
Немногочисленные и редкие водители на переездах с неподдельным удивлением рассматривали эту картину, выплывавшего из кромешной мглы поздно ночью вслед за ярким лучом прожектора маленького поезда, где и днём то собственно поездов не встретишь. Тепловоз ТЭПка и следом за ним проржавевший паровоз серии Л. Поезд из неоткуда, поезд-призрак подобный летучему голландцу из небылиц рассказываемых моряками. Пройдёт переезд под раздражительный звон зуммера переездной сигнализации и вновь скроется во тьме лесов, обдавая облаком солярной гари окружающее пространство. И будет долго еще слышен в сумраке перегона шум колёс уходящего поезда, изредка отзывающегося уже где-то вдалеке возгласом тифона пока не настанет полная тишина в здешних местах.... Заповедная дорога, последний паровоз".

Пересылка паровоза серии Л "Лебедянка" с бортовым номером 4583 в Смоленскую область на базу хранения в г.Рославль, станция Соблаго, ОКТ ж.д. Фото: Алексей Алексеев
Пересылка паровоза серии Л "Лебедянка" с бортовым номером 4583 в Смоленскую область на базу хранения в г.Рославль, станция Соблаго, ОКТ ж.д. Фото: Алексей Алексеев

Весной 2018г. база запаса в Бологое-2 окончательно опустела, а оставшиеся локомотивы передали на Северную дорогу.

Опустевшая база запаса в Бологое-2, март 2019г. Фото: Алексей
Опустевшая база запаса в Бологое-2, март 2019г. Фото: Алексей

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль" , чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!