Найти тему
Artfragment

Как Центр Помпиду ищет свой символ

Оглавление

У парижского Лувра есть «Мона Лиза». У венского Бельведера — «Поцелуй» Густава Климта. Обзавестись своим символом решил и Центр Помпиду. В музее составили шорт-лист из 17 работ, которые «поборются» за право стать «эмблемой» культурной институции с крупнейшей в Европе коллекцией современного искусства. Рассказываем, из чего будут выбирать, при чем тут русские и почему женщины снова в меньшинстве.

— Выбрать символ Центр Помпиду решил после того, как столкнулся с неожиданной проблемой.

Да, многие помнят необычное по своей архитектуре здание музея. Его возвели по проекту Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса. Обоим к началу работы не было и 40 лет. Сами архитекторы окрестили проект с вынесенными на фасад эскалаторами и трубами «провокацией невоспитанной молодежи». «Вскоре после открытия Центра Помпиду я оказался по делам в Париже. В то время пресса буквально проклинала меня, Ренцо Пьяно и наше творение. Так что я старался особенно не афишировать свою причастность к проекту», — вспоминал Роджерс. Одна парижанка, все же узнав архитектора, избила его зонтиком. Правда, спустя пару десятилетий Центр Помпиду превратился в один из символов Парижа XX века.

— Иначе обстоит дело с узнаваемостью коллекции Центра Помпиду.

Из 1000 опрошенных только четыре смогли назвать художника, работы которого находятся в собрании музея. А число тех, кто назвал конкретное произведение автора и не ошибся, было еще ниже. Это и стало причиной того, что Центр Помпиду решил обзавестись своим символом. Сейчас в списке претендентов 17 работ. Но остаться в итоге должна одна.

— Было бы странно, если за право стать символом Центра Помпиду не поборолись работы Марселя Дюшана — человека, после которого в искусстве стало возможно почти все.

Его произведений в списке сразу два. Это знаменитые «Фонтан» и «Велосипедное колесо». Дюшан создал жанр реди-мейд.

Марсель Дюшан рядом со своим реди-мейдом из велосипедного колеса и табуретки, апрель 1967 года.
Марсель Дюшан рядом со своим реди-мейдом из велосипедного колеса и табуретки, апрель 1967 года.

А в 1917 году предложил публике в качестве произведения искусства обыкновенный фаянсовый писсуар, купленный в одном из нью-йоркских магазинов сантехники. Единственное, что художник добавил на него — свою подпись. «Фонтан» стал предметом ожесточенных споров, некоторые даже видели в нем очертания Мадонны и Будды. А сам Дюшан позднее вспоминал: «Я швырнул им в лицо писсуар, а они восхищаются его эстетическим совершенством».

Марсель Дюшан, «Фонтан», 1917.
Марсель Дюшан, «Фонтан», 1917.

— Сразу две работы Василия Кандинского оказались в шорт-листе.

«Новоиспеченным» символом может стать его «Картина с черной аркой» или «Небесно-голубое». Второе полотно художник написал за несколько лет до смерти. В последние годы жизни, по мнению экспертов, Кандинский вернулся к фигуративной живописи. Но конечно не в традиционном ее понимании, а в синтезе с абстракцией. Свои полотна художник начал «заселять» причудливыми существами. Есть они и на «Небесно-голубом». Сложно понять, то ли это поверхность моря, то ли неба. А существа то ли летят, то ли плывут по ней.

Василий Кандинский, «Небесно-голубое», 1940.
Василий Кандинский, «Небесно-голубое», 1940.

— Еще один художник, представленный в шорт-листе двумя произведениями, — Ив Кляйн со своим знаменитым синим цветом.

Одна из работ — композиция в виде дерева, сделанная из спонжа. Ее художник создал в год своей смерти — в 1962-м. Кляйн прожил короткую жизнь — всего 34 года (он скончался от сердечного приступа). Художник, которого сегодня называют одной из наиболее значительных фигур послевоенного европейского искусства, даже не имел художественного образования. А творчеству успел посвятить всего восемь лет.

Ив Кляйн, SE 71, L'Arbre, grande éponge bleue, 1962.
Ив Кляйн, SE 71, L'Arbre, grande éponge bleue, 1962.

— В списке авторов, чья работа может стать символом Центра Помпиду, всего одна женщина.

Это абстракционистка Соня Делоне. Она стала первой в истории художницей, которая удостоилась персональной экспозиции в Лувре. Выставка прошла в 1964 году. Картина «Электрические призмы» была вдохновлена огнями бульвара Сен-Мишель. А само полотно задумывалось как ода современности. Сияющие концентрические круги, разбитые на четверти, переливаются всеми цветами радуги и воспроизводят гало, создаваемые электрическими лампами.

Соня Делоне, «Электрические призмы», 1914.
Соня Делоне, «Электрические призмы», 1914.

— Из ныне живущих художников в шорт-лист вошел Ксавье Вейан.

Современный скульптор выставлял свои работы в Версале и оформлял французский павильон на Венецианской биеннале. «Аудитории не должно требоваться никаких особенных знаний для понимания используемых мною ссылок. Я ищу универсальность символа, то, что позволяет идентифицировать его немедленно», — отмечал сам Вейан. Символом Центра Помпиду может стать его «Носорог». 

Ксавье Вейан, «Носорог», 1999-2000.
Ксавье Вейан, «Носорог», 1999-2000.

— В шорт-лист также вошла «Румынская блуза» Анри Матисса (не самая известная работа художника), «Обрученные и Эйфелева башня» Марка Шагала, «Нью-Йорк» Пита Мондриана, триптих «Синий I», «Синий II», «Синий III» Хуана Миро, «Спящая муза» Константина Бранкузи. Впрочем, далеко не всем по душе идея сделать эмблемой одну работу. Некоторые считают, что главным символом Центра Помпиду все же является его здание.

Анри Матисс, «Синяя блуза», 1940.
Анри Матисс, «Синяя блуза», 1940.
Марк Шагал, «Обрученные и Эйфелева башня», 1913.
Марк Шагал, «Обрученные и Эйфелева башня», 1913.
Константин Бранкузи, «Спящая муза», 1910.
Константин Бранкузи, «Спящая муза», 1910.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Современное искусство и как перестать его бояться» — на Читай-городе или Лабиринте.