Найти тему
Грибанов Роман

Топ-10 гастролей в Челябинске. Семидесятые

1970-й год, Фойе дворца спорта "Юность", музыканты готовятся играть на танцах. Бас настраивает Лев Фидельман, а датчики у гитариста Валерия Слепухина поправляет Валерий Ярушин
1970-й год, Фойе дворца спорта "Юность", музыканты готовятся играть на танцах. Бас настраивает Лев Фидельман, а датчики у гитариста Валерия Слепухина поправляет Валерий Ярушин

70-е – десятилетие культурного расцвета страны и Челябинска. Стилевое и жанровое разнообразие приезжающих в наш город музыкальных коллективов и артистов просто поражает воображение. Еще на топе находились певцы из 60-х – Вадим Мулерман и Нина Дорда, блистали Муслим Магомаев и Валерий Ободзинский, а им уже наступали на пятки молодые и дерзкие Лев Лещенко, Валерий Леонтьев, Михаил Боярский, Яак Йоала.

В 70-е еще не выдохлись в самоповторах, а искрились всеми гранями таланта и щедро дарили челябинцам свою музыкальную энергию вокально-инструментальные ансамбли – «Веселые ребята», «Лейся, песня», «Синяя птица», «Красные маки», «Пламя», «Самоцветы». «Я присутствовал на концерте «Самоцветов» - это было мощное шоу с живым звуком. Силища! – говорит музыкант челябинской группы «Вот» Дмитрий Драгунов. – Много позже я видел выступление мировых звезд хард-рока Uriah Heep и не сказал бы, что британцы выглядели намного лучше советского ВИА».

Радовала и широченная география гастролеров, на Южном Урале в 70-е побывали самобытные, игравшие интересную национальную музыку группы: из Молдавии - «Контемпоранул», Украины - «Червона Рута», Азербайджана - «Гайя», Грузии - «Орэра», Латвии – «Модо» и Эстонии - «Фикс». Огромным успехом у челябинцев того поколения пользовалась русская Джоан Баэз - Жанна Бичевская, которая с неизменными аншлагами приезжала в южноуральскую столицу в 77-м, 78-м, 1979-м и 80-м годах.

Челябинск считался высококультурным городом, пропустить который в гастролях по стране не мог себе позволить ни один уважающий себя артист! Этому способствовала и отлаженная городская инфраструктура: аэропорт, вокзал, первоклассные отели и главное – один из лучших в стране концертных залов, вместительный, находящийся под крышей и в центре города дворец спорта «Юность». И заслуга в том, что здесь постоянно радовали южноуральцев гастролеры первой величины, принадлежит его директору – Павлу Ромаровскому. В дни приезда поп-величин вроде Аллы Пугачевой или Муслима Магомаева директор «Юности» реально становился одним из самых влиятельных людей Челябинска, за билетиком на концерт к нему выстраивалась очередь из номенклатуры обкома КПСС, торговых работников, офицеров КГБ и прочих хозяев тогдашней жизни.

Павел Ромаровский (фото из семейного архива)
Павел Ромаровский (фото из семейного архива)

- В такие дни даже мама старалась не просить у него «лишнего билетика», - вспоминает дочь Павла Ромаровского Наталья Карпенко. – Папа очень нервничал, ведь подобными просьбами его просто одолевали со всех сторон. Да, в дни аншлаговых гастролей он был в Челябинске «царь и бог», но отец не пользовался этим положением, точнее - не злоупотреблял им в поисках какой-то личной выгоды. Да, это была эпоха блата, дефицит купить было нельзя, его доставали, нужные связи решали все, но папа ведь был еще и судьей международной категории по фигурному катанию, он с соревнования на соревнование объездил весь мир и пресловутый дефицит привозил регулярно. Все свое внимание он сосредотачивал на артистах, не на важных зрителях. В какой-то мере он выполнял роль продюсера, стараясь во всем угодить звезде, оставить у знаменитости самое благоприятное мнение о дворце и о Челябинске, чтобы «аншлаговый» певец или гарантированно собирающая полный зал певица захотели вернуться в «Юность» еще и еще раз. И даже самые-самые раскапризные звезды после банкетов, которые на прощание устраивал им Павел Ромаровский, к Челябинску и дворцу проникались искренней любовью.

Муслим Магомаев. Пожалуй, самый популярный певец начала 70-х выступил в Челябинске 16 октября 1972 года, и дворец спорта «Юность» на его концерте был заполнен до предела. Прозвучали как эстрадные хиты - «Королева красоты», «Свадьба», «Чертово колесо», так и оперные арии. Подобного универсализма челябинцы еще не видели и принимали удивительного артиста с абсолютным восторгом.

Валерий Ободзинский. Еще один золотой голос отечественной эстрады, песни которого в начале десятилетия звучали буквально из каждой форточки. Приезжал в Челябинск дважды - в 73-м и 74-м годах, всякий раз собирая полный зал. Наш город благодарен Ободзинскому и за помощь ансамблю «Ариэль», в 1975 году у Валерия и челябинцев вышла совместная пластинка – песни к кинофильму «Между небом и землей». Диск покупали во многом из-за фамилии Ободзинского, хотя суперзвезда в сравнении с «Ариэлем» выглядел блекло.

Эдита Пьеха и ансамбль «Дружба». Певица и аккомпанирующий ей состав приехали на Урал на самом пике своего успеха. Образ Пьехи, как некоей заграничной гостьи, и ее неослабевающий с годами акцент считался в начале 70-х эталоном элегантности. Под стать были и музыканты, не зря «Дружбу» даже расформировывали за «пропаганду стиляг». Эдита стала популярна в конце прошлого десятилетия, спев лиричные «Надежду», «Огромное небо» и привязчивый твист «Удивительный сосед». Интерес к Пьехе у челябинцев был настолько велик, что когда в наш город приехал просто ансамбль «Дружба» (уже расставшийся с известной солисткой), то и он собрал аншлаг.

Алла Пугачева. Самые длинные очереди к кассам дворца спорта «Юность» выстраивались в 1977 году, когда «Трактор» завоевывал бронзовые медали хоккейного чемпионата СССР, и в 1979 году, когда в Челябинск приезжала Алла Пугачева. Певица уже успела спеть «Арлекино» и «Все могут короли», а на Урал она приехала сразу после премьеры фильма «Женщина, которая поет». Музыкальная кинолента собрала в тот год почти 60 миллионов зрителей! Челябинцы брали кассы с боем, толпа не попавших на концерт окружила Дворец спорта, вымаливая лишний билетик у шедших смотреть шоу счастливчиков. Именно гастроли Пугачевой в 70-е в Челябинске прошли с наиболее оглушительным успехом.

ВИА «Поющие гитары». Первый раз моднейший ленинградский ВИА приехал в Челябинск 1973 году и дал серию просто эталонных концертов. Отличное качество звука! Ударная программа из двух отделений – кавер-версии мировой рок-музыки и песни собственного сочинения. Раскрученным хитам «Нет тебя прекрасней», «Синий иней» и «Песенка велосипедистов» подпевал весь зал. Ленинградцы не почивали на ВИА-лаврах, с 22 по 26 января 1976 года они представляли в ДС «Юность» первую отечественную рок-оперу «Орфей и Эвридика», и каждый раз зал был полон. Челябинск считался городом очень культурным и лояльным к музыкальным экспериментам, именно поэтому, едва написав рок-оперу – вещь для СССР жанрово весьма необычную, «Поющие гитары» повезли ее показывать местным зрителям, доверяя их прогрессивному вкусу.

ВИА «Песняры». Уникальный случай – этот белорусский коллектив был настолько любим в Челябинске, что в наш город за один год приезжал дважды: 12 - 18 марта и 28 - 30 ноября 1973-го. Тогда в «Юности» звучали ураганный хит "Касил Ясь канюшыну", сводивший с ума даже самых продвинутых советских рок-меломанов, и проникновенная баллада «Алеся», от которой тащилась массовая аудитория. Еще более успешными для «Песняров» в южноуральской столице были гастроли в 1979 году, во Дворце спорта они длились 11 дней (!), и каждый день белорусские народные рокеры давали по три-четыре выступления. И аншлаг был на каждом концерте! Челябинцы знали толк в фолк-роке… При этом играли белорусы уже не только радиохиты типа «Беловежской пущи», но и донельзя завернутый арт-рок с влиянием не какого-то Кита Эмерсона, а Модеста Мусоргского! Но южноуральцы разбирались в серьезной музыке и отлично принимали «Крик птицы», «Готику святой Анны» и другую фолк-психоделику.

Объявление о гастролях "Песняров" в газете "Челябинский рабочий". Обратите внимание на количество концертов в один день
Объявление о гастролях "Песняров" в газете "Челябинский рабочий". Обратите внимание на количество концертов в один день

Случился на гастролях звезд из Минска и еще один примечательный момент – встреча «Песняров» и еще только пробивающегося к всесоюзной славе челябинского «Ариэля».

- В начале 70-х, когда в Челябинск приехали уже считавшиеся известными и крутыми белорусские «Песняры», удалось договориться, что «Ариэль» придет к ним на репетицию, - рассказывает музыкант «Ариэля» Ростислав Гепп. - А у «Песняров» был комплект аппарата Dynacord, сказка! Наши вышли и так на нем вдарили аранжированные в электричестве русские народные «Отдавали молоду» и «Отставала лебедушка», что знаменитых белорусов просто к стенке прижало. Растерянный от мастерства «какой-то челябинской самодеятельности» Владимир Мулявин еще потом все расспрашивал: «Ну, зачем вам такой симфонизм?». Отвисшие челюсти хваленых «Песняров» были видны невооруженным глазом.

Путевка в жизнь «Ариэлю» и рожденному в Челябинску новому музыкальному стилю "русский прогрессив-фолк" была дана.

Александр Градский и группа «Цветы». Программа состояла из двух отделений, в первом с акустической гитарой выступал экс-копейчанин Градский, во втором – популярнейшая московская группа. У «Цветов» за их историю было несколько солистов, и Челябинску повезло увидеть живьем на сцене, пожалуй, самого яркого из них – Александра Лосева. Именно он поет «Звездочку мою ясную», песню, которая на гибкой пластинке-миньоне разошлась по стране тиражом в 7 миллионов экземпляров! В то время «Цветы» сравнивали с Beatles, но, несмотря на это, а может быть именно поэтому, в 1975 году Министерство культуры запретило группу и даже само название как «пропаганду западной идеологии и идей хиппи». Челябинцы глотку «идей хиппи» в своем суровом городе были очень рады и устроили Лосеву, Стасу Намину и сотоварищи долгую овацию. Александр Градский тоже сыграл очень мощно, поражая всех силой своего голоса и артистизмом.

Потом, однако, Александру Градскому не удалось избежать в Челябинске скандала. По правилам того времени уроженцу Копейска нужно было предоставить программу выступлений с текстами композиций сотруднику обллита, то есть цензору. В некоторых словах чиновники точно бы углядели антисоветские настроения, потребовав такие песни убрать из репертуара, а это половина программы. Градский схитрил, показал вещи с официальной «литовкой», но на концерте исполнил песни, цензуру не прошедшие.

- Это заметили бдительные товарищи из челябинского культурного ведомства, - рассказывает челябинская журналистка Лидия Садчикова. - Шуму было! Партийные работники поставили ультиматум: «Либо «незалитованное» не поете, либо концерты отменяем». Но Градский не такой человек, чтобы идти на поводу у идеологии. Он прервал гастроли в Челябинске и улетел в Москву. Очарованная его голосом с трехоктавным диапазоном и свободой выражения, я все же успела взять у Саши интервью для газеты «Комсомолец». Через некоторое время он где-то нашел номер моего домашнего телефона. Звонит: «Скажи, твое интервью вышло в печать? Пришли его мне, а… А то ваш обком партии на меня «телегу» в Росконцерт накатал. Могут лишить концертной деятельности». Потом Градский позвонил уже с благодарностью: моя позитивная публикация прикрыла артиста от неприятностей.

Группа «Арсенал». Не одними стадионными концертами дышал тогда музыкальный Челябинск. Группы не столь популярные у массовой аудитории приезжали на Южный Урал к своему зрителю в зал филармонии. Ценителей джаз-рока в нашем городе тоже было немало, поэтому коллектив знаменитого саксофониста Алексея Козлова побывал в Челябинске с коротким перерывом дважды – в 78-м и 80-м годах. Интересно, что через 10 лет солистом «Арсенала» станет челябинец – переехавший в Москву лидер местной группы «Ролли-Полли» Валерий Каримов.

Группа «Апельсин». Даже имена этих ребят звучали вообще не по-нашему: Тыну Ааре (вокалист и гитарист), Марек Лиллемяги (ударные), Арго Тоомель (бас), а уж музыка – чистый «запад»: бешеное кантри, развязный блюграсс, развеселый рок-н-ролл. Горячие эстонские парни лихо жарили на достаточно необычных инструментах типа бузуки и банджо, при этом делали шоу и со сцены постоянно шутили над «замороженными» зрителями. Шумных «иностранцев» (прибалты всегда считались таковыми) суровые уральцы поначалу принимали осторожно... Все дело в том, что «Апельсин» приехал на Южный Урал в марте, в разгар хоккейного чемпионата, когда даже во время концертов лед во дворце спорта «Юность» не размораживали, покрывая лишь деревянным настилом. И в партере было на самом деле очень холодно. Эстонцы оказались вовсе не такими тормозами, как их изображают в анекдотах, своим юмором, рок-н-ролльной радостью и драйвом они растопили лед в сердцах челябинцев! «Когда закончилось выступление «Апельсина», для меня словно открылась дверь в другой мир, - рассказывает побывавший на том концерте лидер челябинской группы «Братья Енотовы» Вадим Красюк. – Я понял, что есть другая музыка – веселая, беззаботная, радостная и солнечная. Я решил купить себе банджо и играть так же энергично, как «Апельсин».

Группа «Машина времени». Команда Андрея Макаревича уже была невероятно популярна, а в Челябинск пожаловала просто в суперзвездном статусе рок-группы № 1 СССР, только что победив на всесоюзном фестивале «Тбилиси-80». Кстати, на прозванным впоследствии советским Вудстоком фестивале в столице Грузии вместе с «Машиной» выступал и челябинский «Ариэль», но не запомнился вообще ничем. Увы, в конце 70-х пришло время новых героев. Зал дворца спорта «Юность» ломился от наплыва молодежи, ищущих в песнях Макаревича и Кутикова новой музыки, отзывов на духовные запросы, ответов, на которые уже не давали прежние кумиры. Показательное завершение 70-х…