В эпоху Советского Союза во всех республиках было все похожее и одинаковое, это была отличительная черта советской экономики. Уезжая в командировку в Баку из Москвы человек знал сколько будет стоить проезд на автобусе, или например сколько будут стоить те или иные продукты, так их стоимость была одинаковая почти во всех республиках.
Стоимость вообще указывалась на этикетках, с градацией поясов - I, II, III. Этой теме мы посвятим отдельный материал на страницах канала "Новосибирский Журнал". Вкратце как распределялись ценовые пояса в СССР. I пояс - это Москва и Ленинград, столицы союзных республик и закрытые административно-территориальные образования (различные секретные города вроде Арзамаса-16, Красноярска-26). II пояс - вся территория Советского Союза за исключением Крайнего Севера. III пояс - районы Крайнего Севера.
Например, килограмм рафинированного сахара песка согласно этой градации имел следующую стоимость - I пояс 94 копейки, II пояс - 1 рубль 04 копейки, III - 1 рубль 14 копеек. Так что, советский человек который путешествовал по различным уголкам Советского Союза мог легко рассчитать свои расходы на питание, гостиничные номера, поездки на общественном транспорте или такси. Так как, все цены и сервисы были одинаковы, небольшие различия делались только учитывая местные и культурные традиции региона.
Такое отличие было и истории советского такси в Прибалтике. А именно в Эстонии. Эстонские автомобили такси имели отличительную черту, которой не было в других городах Советского Союза. Все автомобили такси сейчас, а также в советское время имели так называемый световой "плафон" с шашечками на крыше автомобиля.
Называли его по-разному - "гребень" (это название очень часто использовали в 90-е годы ХХ века), "корона" ( 80-е года), "красная шапочка" (60-70-е годы, это прозвище получили автомобили у которых крыша окрашивалась в красный цвет). Установка плафона с эмблемой такси - шашечками, была довольно простой. В центре крыши автомобиля сверлилось два отверстия. Насквозь. Когда выставляли на продажу списанный автомобиль такси на вторичном рынке, благодаря этим отверстиям проверяли - не является ли автомобиль таксомотором.
В Прибалтике не сверлили крыши. А устанавливали плафоны на специальную конструкцию, которая крепилась на водостоках на краях крыши автомобиля. Делалось это по двум причинам: первая - крыша автомобиля не ржавела вокруг просверленных отверстий для установки плафона, вторая - когда автомобиль списывали с таксопарка, его было легче продать, ибо не было отличительного знака, что автомобиль работал в службе такси.
В Прибалтике вообще более бережливо относились к многим вещам, в том числе и к автомобильной технике. Подобная технология установки опознавательных плафонов на крышах автомобилей использовалась не только на автомобилях такси, но также и в маршрутных такси, автомобилях скорой медицинской помощи, автомобилях милиции и ГАИ, автомобилях пожарной службы.
В 80-х годах были попытки перенести эту технологию крепления плафонов на крыше в таксопарки Москвы, Ленинграда и Сочи, но это не прижилось. Продолжали сверлить крыши автомобилей. На авторемонтных базах, где восстанавливали автомобили такси или где производили капитальный ремонт это было нормой вещей. В Эстонии к этому вопросу относились по другому.
Технология крепления плафона такси на специальной конструкции сохранилась в прибалтийских странах до сих пор, а также встречается в некоторых европейских странах.
Источники фото: ookean-estrybprom.7v8.ru, kiwitaxi.ru,raw21.com, vk.com, ok.ru
Другие материалы из цикла "Шашечки":
Шашечки. Часть 26. Советский NASCAR или ралли на выживание на "диких" Волгах
Шашечки. Часть 24. Раллисты из таксистов
Шашечки. Часть 22. Почему таксисты СССР редко попадали в аварии
Шашечки. Часть 18. Первое такси в Российской империи или приключения эстонца в Средней Азии
Шашечки. Часть 13. Баклажан-такси.