Найти тему
АртовПортал

Версаль принимает вас, мадам. Добро пожаловать. Неизвестные имена Версаля. (Lilac Green)

Боскет «Энкелад», фотография из личного архива автора
Боскет «Энкелад», фотография из личного архива автора

Интернет кипит от рассказов о пейзажном (английском) или регулярном (французском) стилях садов и парков каждую весну. Сезон открывается и все в работу. Все естественно и своевременно.

А мне захотелось рассказать о маленькой тайне большого французского парка.

Версальский парк.

Провести так сказать анализ подхода к их организации, к уровню Гениальное творение ландшафтных архитекторов и садовников, художников того времени.

По истине громаден и прекрасен, является уникальным проектом не только в отношении времени своего создания, но и сегодняшнего дня. На мой взгляд, превзойти его по красоте, функциональности и разносторонней направленности не удалось никому. Не буду говорить об истории его создания, об этом много написано и сказано и в специализированной литературе и в «пустых» интернетовских статейках. Когда говорить не о чем, горе ландшафтники, ныряют в тему Версаля.

Портрет Андре Ленотра работы Карло Маратты (ок. 1680 год)
Портрет Андре Ленотра работы Карло Маратты (ок. 1680 год)

Спасибо, что все чаще вижу два имени создателей данного шедевра: Андре Ленотра (виртуозно соединившего природный ландшафт и фигурные посадки парка) и Шарля Лембрёна (работавшего над соподчиненность в композиции архитектуры и природы). Обидно, но, про второе имя, гениальное имя, часто забывают, в разговоре о Версале. Оба художника рождены в семьях садовников. Сама судьба определила их путь, ибо в те времена династийность в жизни была общепринятой нормой. Но, Шарль любил рисовать, ему хотелось перевернуть мир, что по большому счету он и сделал: соединив два вида искусства в живом рисунке: архитектуру и сад.

Портрет художника работы Николы де Ларжильера
Портрет художника работы Николы де Ларжильера

Композиционно Версальский ансамбль представляет центр композиции – большое здание дворца, все остальное сопровождает его на всех 900 гектарах занимаемой территории. При этом все вставленные в сад элементы архитектуры (ротонды, беседки, бельведеры, павильоны), садовая скульптура играют роль доминант, а в иных местах, малые архитектурные элементы акцентируют внимание зрителя, уравновешивая природную и привнесенную человеком красоту ансамбля.

Короли Франции имели одно общее пристрастие: коллекционирование, собирательство. Причем, это желание собирать, так крепко было в них, что создавая сад, они рассматривали и его как коллекцию, равной которой по красоте и разнообразию в мире нет. Музейная и коллекционная направленность определяется тем, что, при дворце, создавались помещения с названием «оранжерея». Зачем? Для сохранения коллекции растений, создания для них комфортных условий в зимний период, для воссоздания и сохранения семенного фонда сада. Сад живой организм, он болеет, умирает, трансформируется.

Отвечала за оранжерею садовник, хрупкая, милая девушка по имени Франсуаза Бушар, урождённая Ленотр. Вот вам и династия.

Увы, история не оставила нам портрета Франсуазы, но женщина-садовник, хранитель тайн версальской коллекции проработала рядом с братом всю свою жизнь.

Продолжение следует,

Художник, исследователь, преподаватель Елена Артова