Найти тему
Капитал страны

СССР копирует США и – проигрывает. История компьютерного состязания двух сверхдержав

Оглавление

Один из национальных проектов современной России называется «Цифровая экономика». Он будет действовать до конца 2024 года и включает в себя великое множество планов. Но мы хотим поговорить о «цифровой» истории России, в частности о создании компьютерной индустрии СССР. Поскольку на ее страницах было много интересных моментов, мы надеемся, что опыт прошлого поможет реализовать и предстоящие планы.

Первая попытка создания компьютера была не слишком удачной.

Оцифровать экономику в СССР попытались в 1970-е годы. Все началось в 1971 году, после визита тогдашнего Председателя правительства СССР Алексея Николаевича Косыгина в США. Там ему показали последние (на самом деле нет) научно-технические достижения. В частности, работу американских систем управления местным «народным хозяйством», работающих на базе серии компьютеров IBM 360/370. Косыгин, будучи весьма прозорливым человеком, сразу понял, что Советскому Союзу жизненно необходим некий аналог американской системы. Громоздкая советская бюрократическая машина задыхалась во все увеличивающихся объемах бумажной документации.

IBM 360/370
IBM 360/370

Не сказать, что в эти времена в СССР совсем не было ЭВМ. Они были, и их было много (около 20 типов). Семейство БЭСМ, Урал, Днепр, Мир, Минск и другие. Все дело в том, что на аппаратном и программном уровне они были между собой несовместимы. Это крайне затрудняло обмен информацией между ними и делало все это богатство неприспособленным к оперативному управлению экономикой страны. Нужна была единая система однотипных ЭВМ разной мощности.

У пульта БЭСМ-6, г.Дубна
У пульта БЭСМ-6, г.Дубна

Это вполне разумное решение было принято на самом высоком уровне. Но чиновники посчитали, что от добра добра не ищут. Зачем изобретать велосипед, когда он уже изобретен. И было принято решение скопировать американские ЭВМ IBM 360/370. Благо, информация об их архитектуре была доступна.

Один из самых выдающихся (в СССР и мире) создателей ЭВМ, академик Сергей Алексеевич Лебедев, выступил решительно против копирования американской техники. Он предложил создать оригинальный ряд малых и средних ЭВМ третьего поколения и независимо от него вести разработку Супер ЭВМ. Он считал, что накопленный опыт и созданный к тому времени значительный производственный потенциал позволяют перейти к разработке ЭВМ четвертого поколения раньше, чем это сделают американцы. Но чиновники не послушали академика.

Академик Сергей Алексеевич Лебедев - создатель первого компьютера в СССР
Академик Сергей Алексеевич Лебедев - создатель первого компьютера в СССР

Чиновники СССР взяли курс на IBM

Победа чиновничьей логики привела к тому, что почти все творческие коллективы были расформированы. Основной задачей стало копирование американской техники. Гигантский коллектив ВНИИЦЭВТ копировал машины IBM, а коллектив ИНЭУМ – машины DEC – производителя мини и микро ЭВМ серии PDP.

Здание НИЦЭВТ на Варшавском шоссе в Москве длиной более 720 метров
Здание НИЦЭВТ на Варшавском шоссе в Москве длиной более 720 метров

Проблема состояла в том, что отечественные микросхемы не соответствовали американским, а уворованные куски матобеспечения не работали друг с другом. Конечно, машины (они назывались ЕС – единая серия, а не Евросоюз, как вы могли бы подумать) были построены и даже кое-как работали. Но в процессе копирования уже устаревшей американской техники, мы бесконечно отстали от мирового компьютеростроения. Военные ЭВМ были еще на высоте, но вскоре и эти разработки сошли на нет.

В последующих публикациях на нашем канале мы расскажем о «золотом веке» отечественных ЭВМ, когда мы во многом превосходили Америку, и о сегодняшнем дне отечественной компьютерной индустрии.

Предлагаем познакомиться интересной серией материалов «Достояние гражданской авиации СССР»:

«Первый борт». На каких самолетах летало и летает высшее руководство СССР и России

«Илья Муромец» – каким был первый гражданский самолет России

«Кукурузник» был пассажирским самолетом? Представьте себе!

Ту-104 – первый в мире реактивный пассажирский лайнер

Ил-18 –первый советский пассажирский самолет, широко продававшийся за рубежом

«Самолет-рекорд». Чем удивлял мир Ту-114

Ил-62 – советский самолет, от которого у американцев открывались рты

Як-40 – рабочая лошадка советского неба

Ту-144 – первый сверхзвуковой пассажирский лайнер

Ту-154 – самый массовый реактивный пассажирский самолет СССР

Ил-86 – первый в СССР серийный широкофюзеляжный пассажирский самолет

-6