После взрыва на флагмане турки отступили в бухту неподалеку. Шел третий час пополудни. Бой продолжился на исходе следующего дня. Вражеские линейные корабли (здесь и далее по тексту – ЛК) растянулись в две линии от берега до берега. За ними стояли фрегаты и галеры. Сомкнув строй, не имея возможности для маневра, первая линия могла вести огонь только орудиями левого борта.
Русский отряд: четыре ЛК, бомбардирский корабль, два фрегата и четыре спешно подготовленных брандера. Исход был решен этой же ночью. Множественные взрывы, пожары, скученность и теснота не дали туркам шансов. Из шестнадцати турецких ЛК удалось захватить один, остальные пошли на дно. Чесма, разгром, лето 1770 г. 7 июля 2020 г. будет 250-летие этой битвы.
1880-ые гг., Черное море, город-порт Севастополь.
«Чесма» становится вторым в серии и вторым среди всех построенных черноморских броненосцев. Морское министерство большее внимание уделяло океанскому флоту, колыбелью которого стала Балтика. Но отношения России и Турции – это в первую очередь история конфликтов. Необходимость в сильной эскадре на Черном море после поражения в Крымской войне не вызывала сомнений.
Картины того, как Черноморский флот сражается с турецкими батареями в Босфоре, открывая десанту дорогу к Константинополю, кружили головы российских адмиралов. Однако с 1856 по 1886 гг., когда спустили «Екатерину II», прошло тридцать лет. Наступил 1882 г., и Морское министерство решило, что броненосному флоту на Черном море быть, попутно определившись с 20-летним планом из восьми кораблей 1-ого ранга.
В итоге построили десять броненосцев, хотя «Евстафий» и «Иоанн Златоуст», заложенные в начале Русско-Японской, формально к той первой программе не относились. Конструкция «Чесмы» в целом повторяла схему головного представителя серии – «Екатерины II». То же вооружение и бронирование в корпусе на 10 тыс. тонн водоизмещения. С «Петра Великого» в его черноморские одноклассники перекочевало решение с казематом в центре корпуса.
Форму каземата существенно доработали, теперь он выглядел как треугольник с закругленными углами. Броню и орудийные станки заказали в Англии, машины – в Бельгии. В 80-ые гг. XIX в. разработчики не скупились на броневую защиту, в отличие от кораблей XX в. с их частичным бронированием. Корпус был забронирован от носа до кормы, что существенно повышало живучесть.
Энергетическая установка состояла из двух трехцилиндровых паровых машин двойного расширения. Бельгийские паровые машины при мощности 9059 ЛС разгоняли броненосец до предельных 15,2 уз. Пар вырабатывался четырнадцатью котлами. Главный калибр состоял из шести 305-мм орудий, как и на «Екатерине II». Средний калибр насчитывал семь 152-мм пушек.
Корабль заложили 30.06.82 г. на частной верфи Русского общества пароходства и торговли в Севастополе.
В разгар работ на стапеле МТК решил привести проект к более привычному виду. Поставить две башни вместо трех барбетов, увеличить до четырнадцати штук батарею 152-мм орудий. Изменения оказались слишком значительными, из всего списка только увеличили длину броневого пояса в районе ватерлинии.
Чтобы получить два боеспособных броненосца одновременно, Морское министерство требовало ускорить работы. Спуск корпуса на воду хотели провести в мае 1886 г. С 80-ых гг. в порядок вещей стала проверка переборок на герметичность. На «Чесме» это мероприятие организовали в ноябре 1885 г. Перегруз корабля после спуска составил 639 тонн. Вариант с уменьшением высоты верхнего каземата отложил бы вступление в строй.
В марте 1887 г. впервые запустили машины.
Их доводили больше года, на первые испытания корабль отправился только летом 1888 г. После исправления всех выявленных дефектов паровые машины приняли в эксплуатацию. Средняя скорость равнялась 13,5 уз., кратковременно можно было давать 15,2 уз., максимальное зафиксированное во время пробегов значение.
На «Чесме» так и не удалось решить проблему недостаточной стойкости верхней палубы в районе барбетов. При выстрелах настил палубы сыпался и крошился. Перед бортовым залпом вторую носовую установку приходилось разворачивать в противоположную выстрелам сторону, чтобы уменьшить крен.
С 1890 г. броненосец приступил к активной службе. Во время Русско-японской войны Черноморский флот остался незадействованным.
У корабля не было возможности поучаствовать в боевых действиях. После войны и потери большей части флота в Порт-Артуре и Цусиме сохранение всех оставшихся боевых единиц стало наиважнейшей задачей. И «Чесме» хотели дать второе дыхание, провести ремонт, установить современные башни. Однако стоимость такой модернизации приближалась к бюджету нового броненосца.
Все же корабль родом из 1880-ых гг. был мало приспособлен к тем задачам, которые ставились в XX в. Весной 1907 г. его списали и сняли все вооружения. Около пяти лет он провел на хранение в порту, пока в 1912 г. флоту не понадобился испытательный стенд. Так родилось «Исключенное судно № 4». На нем проверяли качество брони дредноутов, создававшихся для Балтики. По завершении артиллерийских и торпедных стрельб разрушенный корпус затонул.