В 1999 году один 14-летний японский подросток вернулся домой из школы, заперся на кухне и больше оттуда не выходил. Юноша отказывался говорить с людьми и никого к себе не пускал. К тому моменту, когда история просочилась в прессу, молодой человек провел в добровольной изоляции от общества уже три года. Подросток выходил из комнаты раз в полгода только для того, чтобы помыться. Это явление получило в Японии название хикикомори. Хикикомори (сокр. хикки) с японского переводится как нахождение в уединении, то есть, «острая социальная самоизоляция». Этот термин японцы придумали для обозначения подростков и молодёжи, отказывающихся от социальной жизни и зачастую стремящихся к крайней степени изоляции и уединения. Подобные люди существуют во всем мире, в том числе и России. Обычно родители неосознанно поддерживают такую добровольную изоляцию своего ребенка, не имея возможности или способности распознать проблему, увидеть ее серьезность. Причины явления хикикомори прежде всего социальные. В последние несколько десятков лет молодые люди становятся все более не способны выполнять требования, которые предъявляет им современное общество. В бедных семьях хикикомори не встречаются, так как дети рано сталкиваются с проблемой «как заработать себе на жизнь» и вынуждены «идти в люди», чтобы работать, даже с серьезными проблемами с общением.
Как я стал хикикомори.
В детстве я ничем не отличался от других. Становясь старше, я начал терять друзей. Со временем люди меняются, развиваются, каждый в своем направлении, а кто то и вовсе остается на месте, меняются ценности и взгляды на жизнь. С кем то пропала причина общения, в ком то разочаровывался я, а кто то во мне. Терять друзей естественно, так же как и заводить новых. Но новые друзья были "из интернета", живое общение заменилось онлайн-общением. Прогулки с друзьями мне заменили онлайн игры, где с этими же друзьями проводил время часами. Я не замечал, как игры и интернет начали заменять мне настоящую жизнь. "Это лучше чем шастать непонятно где и не известно с кем", - говорил я, в свою защиту, маме. Единственным местом где проходила социализация - школа. Там я общался всего с одним человеком, который разделял мои интересы. С другими людьми из класса я не мог поддерживать разговор. Мой друг мог не прийти, тогда я чувствовал себя некомфортно, сидя в одиночестве на последней парте. В классе ко мне относились нормально, притеснений не было, кроме того учился я хорошо, иногда ко мне обращались за помощью, да и по моей внешности тяжело было сказать, что я веду такой образ жизни. В целом я был обычным ребенком. Мне было сложно выступать перед классом, я старался избегать таких ситуаций, и не выходить по возможности к доске. После девятого класса пришлось переходить в другую школу, потому что моя школа могла дать только неполное среднее образование. Все лето перед школой я думал, смогу ли я найти новых друзей, переживал о том как меня примут в классе. В новую школу я попал со своим одноклассником и в ней, по началу, я не чувствовал себя одиноко. Одноклассники сами проявляли инициативу познакомится, а я не мог поддержать разговор. Я начал читать литературу и смотреть видеокурсы на тему "как поддержать диалог" или "завести друзей", найти друзей стало для меня главной целью, но все безуспешно. Я отделился от класса, и не видел в этом ничего плохого, напротив, думал что я уникальная и особенная личность, и еще больше изолировался от мира. По любым вопросам я обращался к своему старому однокласснику, у доски так же старался не отвечать, пропускал школу по причине и без. В классе сидел на последней парте и со временем на меня даже перестали обращать внимание. Закончив школу на тройки, я уговорил маму забрать документы. Есть свои причины не любить школу. Я хотел развиваться и зарабатывать, но вышло все не совсем так как я хотел. Я изолировался еще больше от внешнего мира и мог неделями не выходить из дома, уверен что не выходил бы и больше, если бы не моя мама. Наверное любой человек на ее месте выгнал бы меня из дома. Зарабатывал мало, этого едва хватало чтобы покрывать мои, и без того небольшие потребности: еда быстрого приготовления и интернет. От саморазвития ничего не осталось. Все не так как я мечтал. Все время сидел в своей комнате и покидал ее только чтобы сходить в туалет или поесть, сидеть за ноутбуком мог по 12 часов, остальные 12 часов спать, через его монитор проходила вся моя связь с внешним миром. Любимым занятием для меня остались игры, любил бродить по интернету, где часто встречал профили людей что называли себя хикикомори, у них много личных фотографий на стене, на которых изображены места в которых они побывали или фотографии с друзьями, они подписаны на паблики "типичный хиккан", "типичный мизантроп" или "типичный социофоб" у них много друзей и подписчиков. Позеры. Это не удивительно, через игры, мультфильмы, сериалы и фильмы сильно романтизировали хикикомори, хотя в этом нет ничего хорошего, по себе знаю, с этим нужно бороться. А встречались ли вы с чем то подобным? И что думаете про хикикомори?
Спасибо, что прочитали статью до конца. Если у вас остались пожелания или замечания по статье - пишите. Именно ваш комментарий поможет улучшить качество будущих статей.