История войны за власть в Венесуэле
Сейчас, когда Венесуэла стоит на грани гражданской войны, очень уместно вспомнить судьбу Уго Чавеса. Он в 2002 году с честью вышел примерно из такой же ситуации, в какой теперь оказался его преемник Николас Мадуро.
Свергнуть венесуэльского Ельцина
Уго — правнук известного бандита-революционера Майсанты — носил на груди образок, принадлежавший прадеду, закончившему жизнь в тюрьме. Не иначе как эта реликвия выручала Чавеса в критические моменты, когда он сам оказывался в заточении.
Уго родился в семье учителей. В его судьбе немало общего с судьбой другого известного мятежника — Фиделя Кастро. Оба с юности отличались феноменальной памятью и любовью к бейсболу. Уго даже собирался стать профессиональным игроком. Во многом благодаря своим способностям поступил в военную академию в Каракасе, где были нужны сильные бейсболисты.
После академии его отправили в провинцию, в том числе для борьбы с партизанами. Однажды в захваченной машине он наткнулся на запрещенную литературу, которую… оставил себе. Чавес искал себя в разных подпольных группах. Пока не создал свою — чисто военную. Он к тому времени уже преподавал в академии, вербовал единомышленников среди курсантов. К началу 90-х Чавес уже был готов бросить вызов властям. В то время Венесуэлой правил президент-либерал Перес, который в угоду МВФ устроил в стране «шоковую терапию». Примерно с такими же результатами, как в те же годы Ельцин в России. Народ Переса ненавидел.
Неудачный мятеж
Восстание было назначено на 3 февраля 1992 года — день возвращения Переса с экономического форума в Давосе. Предполагалось захватить президентский дворец, военный аэродром и еще ряд объектов в столице и провинции. Но один из заговорщиков был влюблен в дочь начальника военной академии и опасался, что восстание приведет к разрыву с семьей девушки. Он рассказал обо всем будущему тестю, тот немедленно отвез его в министерство обороны, которое тут же усилило охрану ключевых объектов.
50 парашютистов, атаковавших президентский дворец, неожиданно встретили ожесточенное сопротивление. Перестрелки шли в коридорах дворца, но обороняющимся удалось отбить штурм и вывезти Переса в безопасное место. Он обратился к нации по телевидению. А вот Чавес сделать то же самое не смог. Он заранее записал обращение на видеокассету VHS, но аппаратура телестудии, которую захватили повстанцы, использовала кассеты другого формата.
Чавес был блокирован и сдался властям, которые предоставили ему возможность выступить по ТВ с призывом к соратникам сложить оружие. Уго объявил всей стране: «Мы пока что не смогли захватить власть». Это «пока что» резко подняло его популярность. В ноябре сторонники Уго предприняли вторую попытку переворота. Взяли под контроль крупную авиабазу, бомбили президентский дворец, транслировали телеобращение Чавеса к народу, пытались силой освободить его из тюрьмы. Но потерпели неудачу. Перес прибег к репрессиям, а в 1993 году потерял власть в результате импичмента. Новый президент помиловал Чавеса, который (как и Кастро после неудачного штурма казарм Монкада) отсидел в тюрьме всего два года. Ну, а потом на волне своей популярности уверенно выиграл президентские выборы.
Неизвестные снайперы
Его реформы были направлены на облегчение жизни прежде всего неимущих слоев населения — за чертой бедности обитало почти 70% венесуэльцев. Он остановил бесконтрольную приватизацию, не дал американцам завладеть PDVSА — главной нефтяной компанией страны. Национализировал крупнейшие предприятия в ключевых отраслях и занялся более справедливым перераспределением национального богатства. Ввел бесплатные образование и медицину, пенсионную систему. В обмен на регулярные поставки нефти на Кубу Кастро прислал в Венесуэлу десятки тысяч кубинских врачей и строителей. Неравенство доходов при Чавесе сократится в 5 раз, а потребление пищи на душу населения вырастет в 2 раза… Но у этих реформ было много противников: владельцы магазинов, платные врачи и учителя, многие военные, недовольные выскочкой из своей среды — по сути, весь средний класс. При Чавесе произошла поляризация населения Венесуэлы. Примерно 30% стали его непримиримыми противниками. К тому же ключевые СМИ оставались частными и вели активную античавесовскую пропаганду. В одной части Каракаса митинговали толпы оппозиционеров, в другой — толпы чавистов. Это стало обычным явлением в жизни страны.
В 2002-м, за две недели до очередного переворота, в Венесуэлу прибыл новый посол США Чарльз Шапиро. В 1973-м он был военным атташе в Чили — готовил свержение Альенде…
11 апреля главный заговорщик — миллиардер Сиснерос — устроил в честь Шапиро прием, на который съехались многие лидеры оппозиции. Вся эта компания наблюдала в прямой телетрансляции, как в Каракасе совершается переворот. Оппозиционное шествие неожиданно изменило маршрут и устремилось к президентскому дворцу. В манифестантов и репортеров с крыш домов начали стрелять «неизвестные» снайперы. Ничего не напоминает? В октябре 1993-го во время путча в Москве снайперы с крыш гостиницы «Мир» и американского посольства также стреляли по военным и просто прохожим: кровопролитие нужно было, чтобы армия не колебалась в подавлении антиельцинского мятежа. А в 2014-м неизвестные снайперы сыграли ключевую роль в перевороте на Украине, расстреливая в Киеве демонстрантов…
В Венесуэле в 2002-м все было примерно так же — частные телеканалы мгновенно приписали жертв снайперского огня Чавесу, эту новость подхватили мировые СМИ. Вечером оппозиционные военные окружили президентский дворец. Чавес после телефонного разговора с Фиделем Кастро принял решение сдаться. Фидель не хотел, чтобы Уго повторил судьбу Альенде, а Венесуэла — судьбу Чили… Новым, «временным президентом» себя объявил вождь среднего класса — лидер ассоциации предпринимателей страны Педро Кармон. Но он поторопился.
Раковый заговор?
В 2011 году Чавес обвинил США в «раковом заговоре» против лидеров Латинской Америке. Помимо него, опухоли были диагностированы сразу у нескольких «левых» руководителей — Бразилии, Аргентины, Парагвая, Боливии и Кубы. Представитель госдепа Виктория Нуланд назвала слова Чавеса «ужасными».
Пожизненный президент
Один из конвоиров Чавеса дал ему свой мобильник, Уго сделал звонок жене и попросил связаться со СМИ — сказать, что он не уходил в отставку, как сообщили путчисты. Его дочь дозвонилась на кубинское телевидение, и ее слова облетели весь мир… А чуть позже достоянием гласности стала записка Чавеса о том, что он остается президентом страны. Уго написал ее и бросил в урну, а сочувствующий солдат потом извлек из нее…
Толпы чавистов окружили президентский дворец, его охрана, прошедшая подготовку на Кубе, захватила здание. «Временный президент» Кармон бежал в Колумбию, а Чавес вернулся. Оппозиция продолжала устраивать массовые шествия и забастовки, но это не мешало Уго оставаться у власти, так как большинство населения было на его стороне. Он выиграл президентские выборы в 2006 году, а потом и в 2012-м. Но в должность вступить не успел. 5 марта 2013 года команданте умер от рака…
Автор текста: Владлен ЧЕРТИНОВ
Материал из выпуска №22 журнала «Ваш тайный советник», тема номера — «Страна чудес».
Еще больше об истории запретов и заблуждений в специальной бесплатной подборке на нашем сайте — https://history1.ru/mistake