Найти тему

Как удержать все в фокусе, снимая кино?

Сегодня мы поговорим про кино, а точнее про то, как его снимают. Обратите внимания на этот кадр: оба актера находятся в фокусе, хотя они сидят на разном расстоянии от камеры. Как удалось получить этот кадр?

Кадр из фильма "Неприкасаемые"
Кадр из фильма "Неприкасаемые"

Нет, это не монтажная склейка, не двойная экспозиция и не хромакей. Такой кадр получился благодаря использованию специальной зональной (split-focus) линзы. Она выглядит как насадка в виде половины линзы и позволяет создавать две точки фокусировки в одном кадре — на переднем и заднем плане одновременно. Такая насадка перекрывает половину объектива, укорачивая фокусное расстояние одной из половин кадра.

Зональная линза
Зональная линза

Распространение зональные линзы получили в 1960-х годах, когда стал популярен широкоэкранный формат, и объективам для съемки по него стало не хватать глубины резкости. Постепенно этот прием полюбили многих режиссеров и операторов, например Квентина Тарантино, Джима Джармуша и Брайана Де Пальмы и сделали его своим узнаваемым инструментом. Они используют двойной фокус, чтобы создать драматическое напряжение в кадре, показать визуальный конфликт или нарушенную коммуникацию между героями.

Кадр из фильма "Эквилибриум"
Кадр из фильма "Эквилибриум"

При этом если передвинуть камеру или сам объект в кадре, технология сразу будет раскрыта, а кадр – забракован. Поэтому зональные линзы используются только в статичных кадрах, а актеры сильно ограничены в своих движениях. Сегодня такой эффект можно создать с помощью компьютерного монтажа, однако использовать зональные линзы бывает проще и дешевле.

Узнать больше о истории кино и его производстве можно во время пятничного турнира в приложении Castle Quiz. В качестве подарка мы дарим участникам месяц подписки на крупнейший в России сервис онлайн-просмотра фильмов и сериалов Megogo.