В своём недавнем Послании Федеральному Собранию Президент России предложил по аналогии с программой «Земский доктор» запустить программу «Земский учитель» и выплачивать учителям, переехавшим жить и работать в малые города и сёла, по одному миллиону рублей. Вслед за этим Владимир Путин сделал важное поручение, которое, по мнению депутатов, станет существенным подспорьем для педагогов.
Координатор партийного проекта «Новая школа», член комитета Государственной Думы по образованию и науке Алена Аршинова, комментируя это поручение Президента, отметила: «Президент России не только предложил в рамках своего Послания очень важную меру для решения проблемы дефицита педагогических кадров на селе и в малых городах – введение с 2020 года программы «Земский учитель» – но и поручил освободить от НДФЛ «подъемные» по этой программе. Учителя – участники программы «Земский учитель» в полном объеме, без потерь будут получать 1 млн. рублей «подъемных» средств. Это очень важное подспорье для учителей, речь идет о сумме 130 тысяч рублей, которые должны были быть уплачены участниками программы «Земский учитель» в качестве налога на доходы, но теперь эти деньги останутся у учителя». Аршинова подчеркнула, что «Единая Россия» в рамках своего партийного проекта «Новая школа» обеспечит всероссийский контроль реализации в регионах страны этой важной для развития образования программы.
Миллион – это, конечно, хорошо, отмечают наши читатели и подписчики. Но у многих есть на этот счет сомнения - не получится ли так, что т.н. «земские учителя» получат эту сумму и, столкнувшись с серьёзными проблемами системы образования в глубинке, в какой-то момент предадут идеалы земства и сбегут в город?
Земства создавали такие условия, что лучшие учителя России ехали работать в глубинку и нередко оставались там жить навсегда.
Всё-таки, помимо разовой выплаты, необходимо в целом поднять уровень зарплат в сельских школах. И если уж брать в пример опыт земства, то в царской России земский учитель, помимо подъёмных денег, мог рассчитывать на повышенное денежное довольствие в течение всей своей службы. Стандартный месячный заработок земского учителя в начале XX века составлял 30 рублей. Прослужив пять лет, учитель получал уже 37 рублей 50 копеек в месяц. Это при том, что учителя в России в те времена получали в среднем по 12-15 рублей. Предусматривалась казенная квартира либо оплата съемного жилья.
Кроме того, как удержать учителей от возвращения обратно в город, когда они используют свои подъемные?
Эксперты Центра Ломоносова считают, что здесь прежде всего необходим комплексный подход.
Константин Гусов, директор Академического лицея имени М.В. Ломоносова
На мой взгляд, нельзя полноценно развивать программу «Земский учитель», используя только одну меру разовой финансовой поддержки в 1 млн. рублей.
Конечно, это вполне эффективная мера поддержки, поскольку 1 млн. рублей в сельской местности – это стоимость довольно неплохого жилья. И контроль за целевым использованием денег тоже легко наладить. Органам власти надо просто заключать с учителем договор, по которому получивший подъемные деньги педагог должен проработать в сельской школе определенный срок, скажем, лет пять. В противном случае деньги нужно будет вернуть государству.
Естественно, что за пять лет молодой учитель не просто купит себе жилье, но и обживется, обзаведется друзьями, а может, и семьей, в полной мере вольется в жизнь села. И если после этого он все же захочет уехать – ну что же, значит, сельская жизнь не для него. А не захочет – так и совсем славно, значит, программа достигла своей цели. В этом смысле такой вариант господдержки представляется перспективным для молодых педагогов, не имеющих жилья, но готовых трудиться.
Но вот чего не хватает этому проекту, чтобы стать полноценной земской программой, – так это комплексного характера. Один-единственный грант – это очень мало. Земство, как известно, было всеобъемлющей сферой, которая создавалась несколько десятилетий, начиная с Великих реформ Александра II. Оно включало в себя целую совокупность мер господдержки в части организации жизни села. Что касается земских учителей, то они не только получали повышенное жалованье, но и пользовались особым почётом и уважением местного населения, что дополнительно стимулировало городских учителей к переезду в село.
Кроме того, земством решались не только вопросы финансового и жилищного устройства учителей, но и многие их бытовые нужды. И сегодня этот опыт надо использовать. Учитель, переезжая в село, должен понимать, что он может полностью сосредоточиться на работе с детьми, как говорится, вкладывать в них всю душу и гореть на работе. А местные власти решат его основные бытовые проблемы, связанные с отоплением, ремонтом, транспортной доступностью, с обустройством рабочего места и благоустройством школьной территории. Если учитель будет понимать, что весь этот клубок проблем ему не придется раскручивать в одиночку, то конечно, это подвигнет его к переезду.
Не забывайте и о том, что многие устали от городской жизни, кому-то надо сменить место жительства по медицинским, экологическим или семейным причинам. Опять же многодетность более уместна в селе, где не так тесно, не так опасно и жилплощади элементарно больше. Но людей пугает суровая действительность российской глубинки, бытовая и социальная необустроенность, невозможность квалифицированной медицинской помощи, транспортные проблемы и т.д.
Так что программа возрождения земства должна учитывать все эти вещи, комплексно подходить к решению проблем на селе. Только тогда в село поедут учителя, врачи, да и другие молодые специалисты. Пусть сегодня это означает большие деньги и долгие усилия. Но потом, уже через одно поколение, они окупятся сторицей, как в виде людской благодарности за комфортную среду проживания, так и в виде более любимых чиновниками конкретных показателей экономического и демографического прироста.
Вот о каком земстве мечтают учителя по всей России. Хотя и миллион для начала тоже деньги неплохие и многие, возможно, получат диплом и махнут в деревню, не дожидаясь чего-то еще.
Или мы ошибаемся? Что скажет на сей счет педагогическое сообщество? Пишите в своих комментариях, коллеги. Мы передадим ваши пожелания и предложения депутатам Государственной Думы.
Если Вам понравился наш материал: ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал - давайте вместе обсуждать актуальные проблемы российской системы образования! А если хотите узнать о возможностях Центра Ломоносова в вопросах подготовки к ГИА и олимпиадам или об условиях обучения в Академическом лицее имени М.В.Ломоносова, то заходите на наш сайт – и найдёте ответы на все интересующие Вас вопросы.