Современный мир диктует нам свои правила выживания. Старая пословица «Век живи, век учись» наполнилась новым смыслом. Если столетиями под словом «учись» понимали «набирайся житейской мудрости, опыта на выбранном поприще», то теперь её следует понимать буквально: «учиться» означает приобретать новые знания, осваивать новые профессиональные умения и навыки. Иначе станешь невостребованным на рынке труда.
Да и на бытовом уровне приходится всё время учиться пользоваться новыми технологиями. Образование, полученное в детстве и юности, безнадежно устаревает, его необходимо постоянно дополнять, обновлять, возможно, приобретать совершенно другое - второе, третье, четвертое… Вот и получается, что процесс получения образования стал непрерывным, пожизненным – «от колыбели до могилы». И это не вопрос личного выбора, это данность, с которой мы уже живём и к которой должны приспосабливаться.
Философия «образования длиною в жизнь»
Впервые понятие «непрерывное образование» было сформулировано в последней четверти прошлого века, в рекомендациях 19 сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, проходившей в столице Кении Найроби в 1976 году. Хотя рекомендации были посвящены развитию образования взрослых, в них содержалось понятие образования, являющегося непрерывным процессом и проходящего через всю жизнь человека, то есть не ограниченного получением традиционного общего и/или профессионального образования.
В итоговом документе, принятом ЮНЕСКО в 1976 году, понятие «непрерывное образование» описывается так: «…в целях всестороннего развития человеческой личности, в частности в связи с быстрыми темпами научно-технических, экономических и социальных изменений, образование должно рассматриваться в глобальном масштабе и как непрерывный процесс <…> образование и обучение, далеко не ограничиваясь периодом учебы в школе, должны осуществляться в течение всей жизни, включать все навыки и отрасли знания, использовать любые возможные средства и давать всем людям возможность полного развития личности <…> процессы образования и обучения, в которых в ходе своей жизни участвуют в какой бы то ни было форме дети, молодежь и взрослые всех возрастов должны рассматриваться как единое целое»*.
В некотором смысле ЮНЕСКО опережало ход истории, давало задел на будущее. В рекомендациях международной организации была представлена философия современного образования, общая концепция обучения в течение всей жизни (Life-Long Learning (LLL) – «образование на протяжении всей жизни») как важной составляющей гармоничного развития личности.
Вплотную педагогика занялась разработкой методологии непрерывного образования лет через 20 после конференции в Найроби, в 90-х годах XX века. Но и в работах этого периода учёные преимущественно описывают теоретические обоснования метода, избегая конкретных методических рекомендаций. Во многом это обусловлено тем, что реализация идеи непрерывного образования на практике нуждается в целостной системе, функционирующей, как минимум, на уровне отдельного государства, а, как максимум, имеющей глобальный, всемирный характер. Для таких целей недостаточно усилий ученых, необходима политическая воля.
Чтобы привлечь внимание политиков к новым требованиям времени, 1996 год был объявлен Европейским годом непрерывного образования. И этот ход достиг цели: в 2000 году на проходившем в Лиссабоне Европейском саммите утвердили «Меморандум о непрерывном обучении», в котором была сформулирована единая политика стран-членов Евросоюза по этому вопросу.
Меморандум Евросоюза констатирует, что к началу третьего тысячелетия Европа стала «обществом, основанном на знании» (knowledge-based society) или «информационным обществом», где основу экономики составляют нематериальные товары и услуги, и первостепенное значение приобретают знания и умения. Это означает, что информация, знания, а также мотивация к их постоянному обновлению и навыки, необходимые для этого, становятся решающим фактором развития, конкурентоспособности и эффективного рынка труда.
Быстро меняются привычные модели образования, работы и самой жизни. При этом личность и её потребности становятся центром любой системы образования и обучения. Из этого следует, что европейские системы образования должны приспособиться к новым реалиям XXI века, они также должны измениться.
«Главная идея нового подхода состоит в том, что непрерывное образование перестает быть лишь одним из аспектов образования и переподготовки; оно становится основополагающим принципом образовательной системы и участия в ней человека на протяжении всего непрерывного процесса его учебной деятельности», - говорится в лиссабонском «Меморандуме о непрерывном обучении» (A Memorandum on Lifelong Learning) **.
Структура непрерывной системы образовательных услуг
Основой непрерывного образования являются те базовые знания и навыки, которые человек получает в молодости. Но в информационном обществе они очень быстро устаревают и уже не гарантируют успеха на всю оставшуюся жизнь, и даже периодическое повышение квалификации не решает эту проблему. Поэтому сама суть обучения меняется, процесс обучения в глобальном мире является, можно сказать, естественной средой обитания человека. А для этого ему необходимо умение учиться и желание продолжать свое обучение самостоятельно. Общество и государство, со своей стороны, должно предоставить ему такую возможность в виде непрерывной системы образовательных услуг.
Образовательная деятельность осуществляется в трех видах:
1. Формальное образование, результатом которого является получение официального аттестата и/или диплома.
2. Неформальное образование, обычно без выдачи документа по его окончании. Оно может проходить и в образовательных учреждениях, и в общественных организациях, и в клубах, и в кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером.
3. Информальное образование – это индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь человека и не обязательно носящая целенаправленный характер.
До эпохи информационного общества к системе образования относилось только формальное образование (дошкольное, школьное, среднее специальное, высшее, аспирантура, докторантура, курсы повышения квалификации). Неформальное и информальное образование хотя и существовали в самых разных формах всю историю человечества, но были личным делом каждого индивидуума. В системе непрерывного образования неформальное и информальное виды образования являются такими же полноценными участниками процесса обучения, как и формальное.
В непрерывной системе образовательных услуг, ориентированной на личность, на индивидуальные потребности каждого, все образовательные и культурно-просветительские организации объединяются в общую образовательную сеть. Классические университеты тоже становятся частью этой большой сети. Из научно-образовательных центров, объединяющих довольно узкий круг «избранных», они, открывая свои образовательные возможности для широких кругов общества, превращаются в нечто вроде «перекрестков обучения», которое длится всю жизнь.
Принципы непрерывного образования
В «Меморандуме о непрерывном обучении» и итоговых документах Лиссабонского саммита Евросоюза*** были представлены шесть ключевых принципов непрерывного образования.
1. Новые базовые знания и навыки для всех.
Информационное общество требует пересмотра набора базовых знаний, гарантированно доступных для всех. Если в индустриальном обществе этот набор состоял из чтения, счета и письма, то в новый набор необходимых базовых знаний, умений и навыков, обеспечивающих активное участие в профессиональной, семейной и общественной жизни, добавлены компьютерная грамотность, иностранные языки, технологическая культура, предпринимательство и социальные навыки. Часть этих навыков абсолютно новая (например, компьютерная грамотность), часть приобретает новую значимость (например, иностранные языки, социальные навыки).
2. Увеличение инвестиций в человеческие ресурсы.
Это необходимо, прежде всего, для поднятия приоритета самого важного достояния каждой страны - ее людей.
3. Инновационные методики преподавания и обучения.
Компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для дистанционного и домашнего обучения, это особенно важно для решения проблем инвалидов и «третьего возраста». Необходимо разработать методические рекомендации, отвечающие на следующие вопросы: как выработать устойчивую мотивацию к учению; какова методика обучения пожилых людей; как приспособить учебную среду для полноценной интеграции инвалидов; каков положительный потенциал групп смешанного возраста для развития познавательных, практических и социальных навыков.
Сама профессия учителя трансформируется: учитель из ментора превращается в консультанта, наставника и посредника, чья задача — помочь учащемуся самому сформировать свое образование и осознать свою личную ответственность за это. Вследствие этого методы обучения также должны меняться в сторону приоритета личной мотивации, критического мышления и умения учиться.
4. Новая система оценки полученного образования
Дипломы, аттестаты и сертификаты, подтверждающие квалификацию, приобретают все большую роль в интегрированной Европе с единым рынком труда, свободой передвижения и свободным выбором образовательного учреждения. В европейских странах действует система признания дипломов о высшем образовании. Но она не учитывает результаты и достижения неформального и информального образования. Признание этих видов образования помогло бы полнее отразить индивидуальный учебный опыт личности и повысить мотивацию к непрерывному учению. Поэтому нужна новая общепризнанная система оценки, которая учитывала бы все знания, умения, навыки и весь полученный опыт человека.
5. Развитие наставничества и консультирования
Если в прошлом решение о выборе профессии или образовательного учреждения приходилось делать в основном один раз, то теперь совет о том, что делать дальше, нужен человеку на протяжении всей жизни. Поэтому надо создать постоянную консультационную службу, которая могла бы дать рекомендации в сфере образовательного, профессионального и личного развития, и была бы ориентирована на интересы и потребности активного пользователя. Информационные технологии и Интернет открывают новые горизонты для подобного консультирования, хотя не подменяют непосредственный совет консультанта, помогающего сориентироваться в большом потоке информации.
6. Приближение образования к дому
Культурное разнообразие является важнейшим богатством Европы, и сохранить местные особенности и традиции, в том числе и в сфере образования, — задача всех местных сообществ. При всей свободе передвижения и тех преимуществах, которые она предоставляет, люди не должны быть вынуждены покидать свой родной город или поселок, чтобы получить качественное образование. Это особенно важно в отношении инвалидов и других слабо защищенных групп населения.
Информационные технологии в этом плане предоставляют огромные возможности получения качественного образования без больших затрат и в любом отдаленном месте. Используя дистанционное обучение, люди могут иметь постоянный круглосуточный доступ к образованию, где бы и когда бы они ни решили продолжить свое обучение. В свою очередь, города как центры всевозможных образовательных услуг и инновационных методик для любого возраста и любого направления должны стать тем источником ресурсов и идей, который создаст систему действительно общедоступного непрерывного образования.
Приближение образования к дому также подразумевает создание культурно-просветительских центров в непосредственной близости от дома — не только в школах и вузах, но и в торговых центрах, клубах, музеях, библиотеках, религиозных центрах, парках, центрах отдыха и на рабочих местах.
Практическая реализация непрерывного образования в Евросоюзе и в России
За прошедшие с Лиссабонского саммита 18 лет в Евросоюзе окончательно сформировался консенсус в понимании необходимости непрерывного образования, его принципов, содержания и методических основ. За это время была проведена большая работа по созданию национальных систем непрерывного образования. Где-то этот процесс идет более успешно, где-то менее.
В 2007 г. фонд Бертелсман (Германия) выступил с инициативой создания общеевропейского измерительного инструмента качества непрерывного образования (The European Lifelong Learning Indicators − ELLI), который учитывает доли формального, неформального и информального образования, мотивации обучающихся в каждой стране и их гендерный состав.
По последним данным, опубликованным в 2018 году Евростатом и отражающим итоги 2017 года, пятерка стран-лидеров по уровню участия населения в непрерывном образовании по-прежнему выглядит так:
1. Дания
2. Швеция
3. Финляндия
4. Франция
5. Нидерланды.
Для всех пяти стран свойственны некоторые общие черты: создание системы непрерывного образования закреплено в них национальным законодательством; граждане этих стран наиболее удовлетворены своим качеством жизни, у них высокая конкурентоспособность на мировом рынке труда, в этих странах наблюдается низкий уровень коррупции. При этом между ними есть немало различий в определениях и подходах к LLL, обусловленных разным историческим опытом и культурными традициями. Ведь в каждой стране система непрерывного образования строится не на пустом месте, она базируется на уже сложившихся образовательных и культурных институтах.
Мы в России, как и весь мир, живем в информационном обществе, но потребность граждан в постоянном обновлении знаний и получении новых компетенций удовлетворяется у нас, мягко говоря, недостаточно. Непрерывное образование развивается в основном в теоретических работах. На практике же функционируют лишь отдельные элементы неформального и информального непрерывного образования, такие как дистанционные курсы, открытые университеты, культурно-просветительские центры в музеях и библиотеках и т.п. Все они являются частными или общественными инициативами без государственного участия. Но, как мы уже выяснили, чтобы в стране сложилась целостная система непрерывного образования, оно должно быть активно, на всех уровнях — от теоретических концепций до государственных программ по их реализации. Но этого в России нет и пока, к сожалению, не предвидится.
Что касается формального образования, то большая часть взрослых обучается за собственный счёт или за счёт своего работодателя. Получение второго высшего образования за счёт государственного бюджета в современной России для рядовых граждан вообще не предусмотрено, оно исключительно платное, да и первое нередко оплачивают родители, а не государство. Высшее образование в престижных вузах нашей страны становится предметом роскоши и причиной социального расслоения населения. Это свидетельствует о том, что в России не соблюдаются самые важные принципы непрерывного образования — его доступность для всех и ориентированность на личность. Поэтому российские дипломы и диссертации не котируются в других странах, а наши специалисты, кроме единичных случаев, не конкурентоспособны на мировом рынке труда.
В странах Евросоюза государства не только финансируют непрерывное образование, но и всячески стимулируют своих граждан к его получению. В России картина иная, поэтому тем, кто не хочет ждать, а предпочитает действовать, рассчитывать следует на себя, на свою семью. Вкладывайте время, силы и средства в своё (и своих детей) образование. Учитесь: формально, неформально, информально – всеми доступными вам способами. В информационном обществе, в котором мы с вами живем, знания – самые надежные инвестиции!