(с 1990) Английская рок-группа, стоявшая у истоков дэт-дум-метала и пришедшая к прогрессивному року.
История группы началась в 1990 году, когда три брата Кавана из Ливерпуля собрали коллектив Pagan Angel. В том же году они сменили название на Anathema и записали первое демо — An Illiad Of Woes. Первые записи были значительно тяжелее последующего творчества группы и напоминали сплав дэт-метала и блэка, однако привлекли внимание аудитории к молодому коллективу. Anathema даже выступила на разогреве у Paradise Lost, на тот момент уже набравшей популярность. Следующее демо, не менее тяжёлая запись All Faith Is Lost, вышло в 1991 году — тогда же группу покинул басист Джейми Кавана, на смену ему пришёл басист Дункан Паттерсон, который постепенно приучит других музыкантов к сложной музыке. Новая запись привлекла внимание лейбла Peaceville Records, который заключил с группой контракт.
Запись дебютного альбома началась в 1992 году, параллельно Anathema выпустила свой первый мини-альбом Crestfall — достаточно прямолинейный и сырой дэт-метал. А вскоре, в начале 93-го, состоялся релиз первого полноформатного альбома Serenades. И уже на нём наметилась тенденция группы усложнять и украшать своё звучание: дэт-метал сливался с неторопливыми балладами с женским вокалом, психоделическими звуками и даже постпанком. Одной из ярчайших композиций альбома стала песня Sleepless, через которую проходил потрясающий постпанковый ритм бас-гитары. Пластинка оказалась очень успешной, авторитетные журналы Kerrang и Metal Hammer назвали её главным релизом месяца, а на MTV стали крутить клип на песню Sweet Tears.
В 1994 году группу покинул вокалист Даррент Уайт, на его место пришёл один из братьев Кавана, Винсент. Со сменой вокалиста происходят перемены и в звучании группы: Anathema всё больше увлекается прогрессив-металлом и постепенно уменьшает количество перегруженных гитар и воплей в своих песнях. В следующем году они выпускают свой второй альбом The Silent Enigma, который по сей день считается одним из лучших в дискографии группы. Не менее (а пожалуй, даже более) выдающимся получился следующий релиз — пластинка 1996 года Eternity.
Считается, что Anathema в этой записи отошла от дэт-дума к готик-металлу, но это не очень верно: готики в записи было не больше, чем дума. Eternity получился на удивление лёгким, космическим и приятным для слуха: долгие клавишные вставки, тягучие гитары а-ля Pink Floyd(кстати, члены Anathema не единожды признавались в страстной любви к этой группе и даже писали на неё каверы) — альбом был скорее новым прогрессивом, чем металлом. Да что там: в большинстве песен даже нет тяжёлых рубящих гитар, энергетика создавалась басом и ударными.
Ещё более экспериментальным стал следующий альбом Alternative 4, вышедший в 1998 году — в его создании ключевую роль сыграл басист Дункан Паттерсон, который к этому моменту всё сильнее влиял на группу. Новая пластинка почти целиком была написана им, что не очень нравилось остальным музыкантам. В конечном итоге, из-за стилистических разногласий, Дункан покинул группу — никто не разделял его стремления податься в электронную музыку. И если Паттерсону-басисту ещё можно было без проблем найти замену (тем более, что Anathema уже стала звёздной группой), то Паттерсон-творец был незаменим. В следующем году группа выпустила альбом Judgement, однако он оказался не таким стройным, как предыдущие записи: казалось, что Anathema вернулась ко временам дебютной пластинки, когда тяжёлые гитары сочетались с переливами клавиш. К тому же, были проблемы и с аранжировками: по записи слышно, насколько музыканты старались сохранить фирменный стиль, но вместо интеллигентного прогрессив-дума у них получился поп-металл. Впрочем, признаем, всё же неплохой.
Группа продолжила движение к популярному звучанию и на двух следующих релизах: A Fine Day To Exit 2001-го и A Natural Disaster 2003-го. В этот период группа переживала тяжёлые времена, среди участников назрели конфликты, а Дэнни Кавана даже ненадолго ушёл из Anathema. Проблемы на этом не закончились, в 2004 году Anathema осталась без лейбла. Финансовые проблемы практически «заморозили» группу на пять лет: лишь в 2010 году музыканты выпустили новый альбом We're Here Because We're Here на лейбле Kscope. Период застоя, как ни странно, пошёл Anathema на пользу: в мелодии вернулась былая сложность, которая сохраняется до сих пор. Правда, мрачности и тоски, в которых было особое очарование «старой» Anathema, больше нет.
Автор: Денис Божинский
РЕКОМЕНДУЕМ ПОСЛУШАТЬ
- Memento Mori / песня 1990 года (демо-запись, качество не очень)
- The Sweet Suffering / песня 1992 года (с первого мини-альбома)
- Sweet Tears / песня 1993 года
- J'ai Fait une Promesse / песня 1993 года
- Sleepless / песня 1993 года
- Cerulean Twillight / песня 1995 года
- Black Orchid / песня 1995 года
- Hope / песня 1996 года (кавер на самую известную композицию Роя Харпера)
- Far Away / песня 1996 года
- Fragile Dreams / песня 1998 года
- Regret / песня 1998 года
- Forgotten Hopes / песня 1999 года
- Looking Outside Inside / песня 2001 года
- Balance / песня 2003 года
- Angel Walks Around Us / песня 2010 года
- Lost Child / песня 2012 года
- Dusk (Dark Is Descending) / песня 2014 года
- The Silent Enigma / альбом 1995 года
- Eternity / альбом 1996 года
- Alternative 4 / альбом 1998 года