(Vidocq, 2001, Франция)
Тот самый случай, когда фильму явно не помешало бы в России адаптированное название. Потому что оригинальное ни о чем не говорит 99 % наших зрителей и вдобавок пудрит им мозги. Видок? Чей видок? Какой видок? Видок у того странного существа на постере, что закутано в черный целлофан, и чьё лицо скрыто за тонированным стеклянным забралом? Что-что? Целлофана в 1830 году ещё не изобрели? А как мы определим по постеру отображенную в фильме эпоху? По толстому мужику в сюртуке и цилиндре, который отражается в зеркальной маске существа? Да поди ж разгляди это отражение без лупы, особенно на мелкоформатной картинке. А кто вообще он, этот мужик? О, так он и есть тот самый видок... в смысле, мсье Эжен Франсуа Видок, которому посвящено кино и в честь которого оно названо? Ну, класс! Так бы сразу и сказали! А ещё лучше изобразили на постере самого Видока, чтобы никого не вводить в заблуждение. Кстати, а чем именно он знаменит, раз фрагмент его жизни был удостоен художественной экранизации?
Хочешь не хочешь, на последний вопрос тоже придется отвечать. Если вкратце, то Видок - это бывший французский преступник широкого профиля, впоследствии раскаявшийся и поступивший на службу в полицию. Где по прошествии десятка лет он стал организатором и главой "Сюрте"- Главного управления национальной безопасности, ныне одной из старейших спецслужб в Европе. Но и на этом ушлый Эжен Франсуа не угомонился. Уйдя в отставку, он не сидел без дела, а создал ещё одну серьезную "контору", так называемое "Бюро расследований", опять-таки одно из первых в мире частных сыскных агентств... О Видоке - частном детективе как раз и повествует нам дебютный фильм режиссера/сценариста Питофа (псевдоним Жана-Кристофа Комара).
Впрочем, любители французской истории после этих слов могут расслабиться. Увы, правды и реальности в данной картине не больше, чем её же в анекдотах про Петьку и Василия Иваныча. "Видок" - псевдоисторическое фэнтези из той же оперы, что "Шерлок Холмс" Гая Ричи или "Братство волка" Кристофа Ганса. То есть чистой воды остросюжетная развлекаловка, разве что процент фантастики у Питофа ещё выше, с закосом уже в откровенную несуразность. По крайней мере удержаться в рамках даже условного реализма ему не удалось. А что обиднее всего - ведь он по-честному старался. И лишь в конце не выдержал и сорвался, так и не сумев разрулить сюжет без участия пошлой мистики, причем феерически банальной и высосанной из пальца. Очень жаль.
Однако не сюжет является главным раздражителем картины и не скачущий аки орангутанг, пузатый Жерар Депардье. Больше всего выводит из себя маниакальная любовь Петофа к крупным планам. И ладно бы ещё к обычному статичному показу на весь экран не слишком фотогеничных, морщинистых лиц (как правило). Но нет, Петоф обожает делать это, когда его герои находятся в движении: бегут, прыгают, падают, катаются по земле. Отчего их перекошенные физиономии на дергающемся, смазанном фоне вы будете наблюдать так часто, что не удивляйтесь, если вскоре заработаете по этой причине мигрень. Про страдающих эпилепсией зрителей и не говорю. Им надо подходить к "Видоку" с особой осторожностью, а лучше, по-моему, вообще не рисковать во избежание нежелательных эксцессов.
К счастью, помимо извращенной любви тыкать объективом в движущиеся лица, в остальное время Петоф демонстрирует себя весьма талантливым художником. И с толком задействует ресурсы выданных ему компьютеров, включая цифровую камеру; сказывают, это было даже её первое использование в фантастическом кино. И хоть он порой увлекается настолько, что повествование становится едва ли не гротескным, это в его творчестве уже не напрягает. А колоритные оцифрованные задники и мрачное небо над Парижем у Петофа можно даже сравнить по качеству с задниками "300 спартанцев", хотя это будет и некорректно, ведь картина Снайдера вышла на шесть лет позже "Видока".
***
В общем, несмотря на то, что у "Видока" есть немало поклонников, сам я отношусь к нему довольно-таки прохладно. Ибо как вспомню про адскую пытку крупными планами, от которой начинаю скрежетать зубами уже на 20-й минуте фильма, так охота пересматривать дебютник Питофа сразу испаряется.
С другой стороны, если вас засилье на экране огромных потных лиц Жерара Депардье, Мусы Мааскри и других актеров не раздражает, то можете и рискнуть. Тем более, что фэнтези в декорациях Франции 19 века у Питофа получилось не самое худшее, пусть даже мотивация главного гада окажется здесь чересчур уж банальной и напомнит вам не один виденный ранее, мистический хоррор или триллер.