Найти тему
Hype.tech

Мир разлюбил Силиконовую долину?

Оглавление

Если бы это был фильм, в начале Силиконовая долина была бы положительным героем. А вот что с ним станет, покажет сюжет...

© JOTFORM.COM
© JOTFORM.COM

Итак, все начиналось как приятное исключение, каким-то чудом выживающее в мире огромных, злобных корпораций. Силиконовая долина виделась как надежда на всеобщие и вседоступные блага человечества. Да, никто не отрицал, что там делаются триллионы, но ведь все скрывалось за личиной: желанием сделать мир лучше.

Силиконовая долина была более объективной, привлекательной, гуманной альтернативой банкам и транснациональным корпорациям. Робин Гуд бизнеса, у которого маленькие, бедные стартапы могли попросить денег.

© robinhoodenergy.co.uk
© robinhoodenergy.co.uk

Технологические компании стали доминировать в списке самых популярных и дорогих брендов в мире. Сейчас в пятерке самых дорогих холдингов только один не связан с технологиями, это Coca-Cola и она занимает пятое место.

В этом нет ничего удивительного, технологии — это то, вокруг чего вращаются огромные деньги. Кроме того, долгое время технологические гиганты стояли за открытость, инновации и креативность. Мы ценили это.

Еще недавно, в разгар своей популярности, Силиконовая долина олицетворяла американскую мечту: любой, у кого есть знания, блестящая идея и тонна решительности, может добиться успеха. Но теперь все этические ценности забыты, и образ — пересмотрен.

Читайте также: 6 причин, почему вашему интернет-магазину нужен блог

Как изменились времена

Моральное превосходство и слоганы вроде "Не будь злым" когда-то были преимуществом корпораций Силиконовой долины. Но теперь это в прошлом и предприниматели, задействованные в бизнесе, решают только собственные проблемы.

Как так случилось, что индустрия, которая была светлой мечтой о равенстве и обширных возможностях для каждого, теперь все чаще встречается в заголовках о сексуальных домогательствах и скандалах?

К слову, менее 5% идей, получающих финансирование, принадлежат женщинам. А как насчет афроамериканцев? Ну, они получают только 1% венчурного финансирования. Иными словами, превосходство все еще на стороне белых мужчин.

Несмотря на то, что большинство корпораций Силиконовой долины позиционирует себя как щедрые благотворители, рыночная стоимость Google и Facebook выше, чем у всех благотворительных организаций вместе взятых. В то же время Microsoft и другие компании прячут свою реальную прибыль на оффшорных счетах, своеобразных налоговых убежищах.

В результате мы видим, как страницы известных новостных изданий пестрят статьями о необходимости эффективного государственного регулирования технологической сферы.

Сколько скандально известных компаний мы видели за последнее время? Была Theranos, компания по анализу крови стоимостью $700 млн, которая никогда не давала реальных результатов. Juicero, чья соковыжималка за $400 оказалась не более эффективной, чем человеческие руки. Примеры можно приводить бесконечно.

Соковыжималка Juicero © Pingvin
Соковыжималка Juicero © Pingvin

Добавьте десятки сомнительных пробелов в бухгалтерии, нарушения прав конфиденциальности, и мы получим то, чем стала сегодня эта некогда прекрасная предпринимательская мечта. Сейчас Силиконовая долина выглядит такой же коррумпированной и жадной, как деловой мир, от которого она так старалась абстрагироваться.

Сегодня аренда гаражей Apple и Google в Силиконовой долине стоит миллионы долларов. Это международное сокровище, родившее технологии нашего века, медленно, но верно копает себе могилу.

Если бы это был бы фильм, хороший парень утратил бы свою репутацию.

Так что именно пошло не так?

Читайте также: Внимательный лидер всегда спрашивает: "Почему?"

Манипуляция данными

Если бы это был фильм, трейлер появился бы на Facebook только в контекстной рекламе.

В 2016 году был раскрыт самый страшный секрет Силиконовой долины: данные, которые мы генерируем с помощью цифровых платформ, имеют более высокую экономическую ценность, чем стоимость самих услуг. Как заметил один фанат технологии в Google+:

Мы тратим $1000 на устройство, предназначенное для сбора данных о нас, чтобы другие люди могли получать прибыль.

Наши данные находятся в открытом доступе, и мы только сейчас начинаем осознавать масштаб проблемы. Тем не менее мы так и не приблизились к пониманию алгоритмов, посредством которых наши данные получают такую большую ценность.

Или мы просто "забили"? Чуть ли не каждый день мы слышим о нарушениях компаниями нашей конфиденциальности. Эти новости уже настолько приелись, что мы попросту не обращаем на них внимания. Основатель World Wide Web Тим Бернерс-Ли предложил "Великую хартию вольностей в интернете", заявив:

Человечество, связанное с технологиями в сети, живет в антиутопии. У нас есть онлайн злоупотребления, предубеждения, предвзятость, фейковые новости, также есть много способов, посредством которых все это можно победить. Это контракт на создание сети, которая послужит человечеству, науке, знаниям и демократии.
Тим Бернерс-Ли © Островок
Тим Бернерс-Ли © Островок

Но возможно ли это? Или уже слишком поздно?

Мошенничество

Если бы это был фильм, то режиссер продавал бы фальшивые билеты.

Логично то, что чем большее количество денег вращается в индустрии, тем больше людей хочет работать в этой сфере.

Состоянием на начало 2019 года 309 частных компаний имели "статус единорога". Это значит, что им удалось достигнуть капитализации в размере $1 млрд. И деятельность большинства этих компаний так или иначе связана с нашими данными. Благодаря несовершенству законодательной базы, они используют имеющиеся лазейки для того, чтобы обогащаться за наш счет.

© Startup.Network Kz
© Startup.Network Kz

А как насчет молодых стартапов? Они тоже не брезгуют мошенничеством и введением в заблуждение, чтобы получить финансирование или прибыль. Об этом заявляют эксперты. Например, Якуб Костецки, основатель StartupFactCheck, компании, которая помогает инвесторам проверят стартапы, утверждает, что большинство из них предоставляют искаженную информацию для того, чтобы привлечь инвестиции.

Стартапы специально вводят инвесторов в заблуждение, преувеличивая, в основном, потенциальную прибыльность компании. Также "корректируют" и другие аспекты деятельности. Все это необходимо, чтобы сделать стартап как можно более привлекательным для инвесторов.

Якуб Костецки © Hacker Noon
Якуб Костецки © Hacker Noon

Как видите, целью является быстрый рост. При этом совершенно неважно, какими путями он достигнут. Пока компания растет, инструменты совершенно неважны. Когда речь заходит о потенциально огромных деньгах, тут уже не до этичности.

Шон Эллис, генеральный директор стартап-компании GrowthHackers, говорит:

Стартапы в отчаянии. Зрелые компании не умрут, если не поймут, как ускорить рост (они и так значительны на рынке). А вот большинство стартапов умирает, а когда вы в отчаянии, вы делаете глупые вещи.

Когда компания-миллиардер предлагает небольшому стартапу колоссальное финансирование, очень просто забыть обо всем на свете. Представьте, что вашей небольшой организации прогнозируют великое будущее и дают на это будущее средства, чтоб вы могли развиваться. При таких обстоятельствах, никакие скучные бизнес-модели, доходы и прибыль уже не имеют значения. Так неопытные предприниматели, которые едва ли осознали свое место на рынке, получают миллионное финансирование и сразу же отступают от своих принципов.

А вот те, кто прозрачен, откровенен и принципиален, вряд ли получит финансирование. И тут мы подходим к еще одному важному аспекту.

Читайте также: Тренды цифрового маркетинга 2019: AI всё ещё не актуален

Неравенство

Если бы это был фильм, то актерский состав на 90% состоял бы из белых мужчин.

Большинство лидеров компаний из Силиконовой долины происходят из одного социально-экономического класса. Они заканчивали одни и те же университеты и очень похожи между собой.

По сути, это влиятельные белокожие люди, которые многое решают в этом мире. Неудивительно, что идеи, которые исходят от людей, которые им не нравятся, остаются без внимания.

Общие черты этих влиятельных людей усиливают гендерные и расовые различия. Их финансовые привилегии искажают динамику власти, создавая индустрию, в которой 60% женщин сообщают, что подвергались сексуальным домогательствам.

В своей книге "Бротопия: разрушая мужской клуб Силиконовой долины" Эмили Чанг раскрывает глубоко укоренившийся сексизм, который преобладает во вселенной, где все правила устанавливают мужчины. В бизнес-мире, где женщины в меньшинстве, инвесторы проводят встречи в джакузи и стриптиз-клубах.

Эмили Чанг © Twitter
Эмили Чанг © Twitter

Чанг объясняет, что многие женщины говорят о напыщенном, сексистском поведении капиталистов. Из-за своего финансового статуса, они требуют к себе особенного отношения. По ее мнению, сейчас мы наблюдаем одно из самых больших мужских Эго в истории.

От сексуальных домогательств Трэвиса Каланика из Uber до заявлений Sequoia: в компании уточнили, что фирма "не снизит свои стандарты" только для того, чтобы нанимать женщин. Примеры слишком многочисленны, чтобы описывать их. К счастью, такие компании, как Intel и Facebook, работают над тем, чтобы избавиться от предвзятости в будущем. Но этого недостаточно.

Печально, но это правда: даже в 2019 году Силиконовая долина — это не самое привлекательное место для женщин.

Монополия

Если бы это был фильм, он был бы единственной лентой в прокате.

Питер Тиль в своей книге "От нуля к единице" пишет:

Конкуренция для проигравших. Будь монополистом.

К сожалению, эта философия стала реальностью в Силиконовой долине. За последние 15 лет Голиафы раздавили всех своих Давидов, одного за другим. Некоторые бывшие первопроходцы сменили сторону, закрылись или были куплены крупными конкурентами.

Питер Тиль © BitNovosti.com
Питер Тиль © BitNovosti.com

Бизнес — это высокий риск, но и высокая потенциальная награда. Чтобы свести к минимуму эти риски, венчурные капиталисты пытаются присесть сразу на несколько стульев. Если стартап собирает деньги, основателей часто спрашивают: "Какова ваша стратегия выхода?". Иными словами, даже на начальном этапе у вас интересуются, кто будет готов купить вашу компанию.

По мере того, как возникают и крепчают монополии, пропадают инновации. Компаниям не нужно стремиться к новым открытиям, они и так одни на рынке. А если вдруг какой-то небольшой стартап и предложит что-то новенькое, то его всегда можно купить. В итоге открытость и прогресс, порожденный конкуренцией, приносятся в жертву на алтаре доходов и доли рынка.

Читайте также: Как искусственный интеллект сделает города «умнее»

Пора идти дальше?

В 2017 году Сан-Франциско потерял больше жителей, чем любой другой город в США. Недавнее исследование показало, что 49% жителей региона и 58% миллениалов планируют переехать. Зачем платить столько денег, когда аналогичные возможности для развития можно найти и в другом месте?

И хотя 75% всего венчурного капитала вкладывается в долину, Нью-Йорк и Бостон, инвестиции также перемещаются в новые регионы. Киан Баннистер из Founders Fund говорит:

Когда вы инвестируете в Силиконовую долину, в основном, вы платите арендодателям, Twilio и Amazon Web Services.

Вот почему основатель AOL Стив Кейс накопил фонд в $150 млн под названием "Rise of the Rest", утверждая, что "мы, вероятно, достигли пика Силиконовой долины". При поддержке Джеффа Безоса из Amazon и Эрика Шмидта из Alphabet фонд будет инвестировать в стартапы в менее известных регионах.

Стив Кейс © Fortune
Стив Кейс © Fortune

Инновации, технологии и предпринимательство не зависят от конкретного места. Но так или иначе, женщинам, "цветным" и людям без шестизначной зарплаты просто невозможно попасть в Силиконовую долину, самый большой генератор богатства в истории.

Если бы это был фильм, наш изначально положительный герой мог очень плохо кончить. Остается надеяться, что Силиконовая долина изменит свой курс и вспомнит о ценностях, которые изначально отстаивала.

По материалам Medium

Понравился пост - поделитесь им в соцсетях!