В нашей компании организовали «Книжный клуб». Когда объявление появилось на внутреннем сайте, кое-кто затребовал организовать бойцовский клуб, но пока дело с точки не сдвинулось. То ли любителей кулачных боёв маловато, то ли руководство боится их в одном месте собирать всех вместе. А мы, книжники безобидные, ̶н̶е̶ ̶ш̶а̶л̶и̶м̶,̶ ̶н̶и̶к̶о̶г̶о̶ ̶н̶е̶ ̶т̶р̶о̶г̶а̶е̶м̶,̶ ̶п̶о̶ч̶и̶н̶я̶е̶м̶ ̶п̶р̶и̶м̶у̶с̶ы̶, шелестим страницами, кофе попиваем, изредка голос подаём в тишине библиотечной, поэтому нам больше трёх собираться можно.
Итак, Клуб задумывался как элитный: всего пригласили 15 участников, при том что в компании более полутора тысяч сотрудников. Записывали по принципу «кто первый встал, того и тапки». За месяц нам назвали книгу, которую следовало прочитать к первому заседанию, поэтому я её прочитала аккурат в последние выходные перед первым заседанием. Современный британский классик излагал мутноватую историю, которая, тем не менее, читалась гладко и легко, так что за пару вечеров я роман одолела, попутно обдумывая характеры и поступки героев за домашними заботами.
И вот началось Первое ̶Э̶л̶и̶т̶н̶о̶е̶ Книжное Суаре. Мы собрались в полутёмном зале, рассевшись за большим столом. Во главе стола сел Модератор, хипстерского вида юноша с татуировками, трепетный и не выговаривающий «р». Впрочем, это придавало нашей тайной церемонии ̶м̶а̶с̶о̶н̶с̶к̶и̶й̶ французский оттенок.
Насмотревшись фильмов и начитавшись книг, я полагала, что книжный клуб – это дискуссия, когда читатели обмениваются мнения. Но хипстерский модератор подумал, что не грех бы нас для начала просветить, поэтому затянул речь минут на сорок. Нет, спич был увлекателен и даже познавателен, да ещё и сдобрен пикантными грассирующими нотками. Но очень уж хотелось высказаться, и, как намекали ерзанья на стульях и частые поглядывания в телефон коллег, не только мне. Внезапно модератор замолк и мне показалось, что сейчас ̶с̶о̶с̶т̶о̶и̶т̶с̶я̶ ̶в̶ы̶н̶о̶с̶ ̶т̶е̶л̶а̶ и начнётся бурный диспут в стиле литературных вечеров в Политехе в шестидесятых.
И он начался. С заявления коллеги примерно такого свойства: «Книга странная, персонажи в ней странные и вообще всё очень-очень странно, хоть и жизненно». Идея, бесспорно, креативная и поражающая новизной, что уж говорить. Зато она наконец-то развязала языки всем присутствующим, которые начали тут же ̶с̶ ̶о̶с̶т̶е̶р̶в̶е̶н̶е̶н̶и̶е̶м̶ ̶д̶р̶а̶т̶ь̶с̶я̶ активно общаться и излагать всё, что они думают о персонажах романа живого британского классика, о самом классике и экзистенциальной литературе в целом.
Что любопытно, модераторский хипстер на это взирал с какой тоской и безысходностью, ̶б̶у̶д̶т̶о̶ ̶в̶и̶д̶е̶л̶ ̶в̶ ̶п̶о̶с̶л̶е̶д̶н̶и̶й̶ ̶р̶а̶з̶ ̶г̶о̶л̶у̶б̶о̶е̶ ̶н̶е̶б̶о̶ ̶А̶у̶с̶т̶е̶р̶л̶и̶ц̶а̶.̶ В итоге наша дискуссия без должного руководства почему-то свелась к вопросу, что Чацкий и Печорин - крайне неприятные люди. Право слово, не могу сейчас вспомнить, как это связано с современной британской прозой. С другой стороны, всё с лёгкостью можно объяснить тайнами нашей славянской души (этим можно объяснить в жизни почти всё).
К счастью, в какой-то момент ̶а̶р̶х̶и̶т̶е̶к̶т̶о̶р̶ ̶В̶с̶е̶л̶е̶н̶н̶о̶й̶ модератор очнулся от транса, в который он нечаянно впал под действием высказываний членов клуба. Он огляделся по сторонам, перечитал сообщения в телефоне и спросил: «А не показалось ли вам странным название книги?». Похоже, слово «странный» было ключевым для этого мероприятия. Разумеется, нашлись те, кому название показалось странным, и мы начали обсуждать, как название прочитанной нами книги связано с её содержанием (потому что, на первый взгляд, связь и в самом деле найти сложновато). Пока мы выискивали замаскированные смыслы, модератор снова ̶у̶ш̶ё̶л̶ ̶в̶ ̶с̶е̶б̶я̶ занялся телефоном. Отдаю должное: временами он оглядывал нашу многоголосную компанию, как-то сиротливо моргал и снова погружался в телефон.
Ещё минут через 15 модератор вдруг внезапно громко спросил: «А какую книгу мы прочтём в следующий раз?». Мы, разгорячённые обменом впечатлениями, остановились, как будто на джипе въехали в бетонную стену. У всех во рту застряли недосказанные впечатления, которые прямо-таки густели под пристальным взглядом модератора. В полутёмном помещении стало совсем темно, в голове зазвучала тревожная музыка, которая звучит в самых пугающих сценах в триллерах. Мне на секунду показалось, что все тренируют задержку дыхания на вдохе (это такое йоговское упражнение, и было странно (разумеется!), что мы практикуем его на заседании Книжного клуба). В конце концов какой-то слабак не выдержал и шумно выдохнул, а вслед за ним и остальные.
После окончания заседания «Книжного клуба» захотелось читать. И выпить ещё. Не знаю даже, чего захотелось больше. Но точно пойду на следующее заседание, потому что где ещё получишь такие адреналиновые инъекции, как не в Книжном клубе?
А вы в подобных мероприятиях участвуете?