О заброшенном и забытом ныне уникальном гидротехническом сооружении Обь — Енисейском водном пути можно прочитать в статье Забытые водные пути! Но это не единственное в своём роде сооружение.
До появления железных дорог, доставка грузов водным путём, была бесспорно самым выгодным способом доставки, крупных партий грузов. В сущности, способов доставки существовало всего два, либо по воде, либо по суше на телегах запряженных лошадьми. Поэтому купцы и промышленники, при размещении своих заводов и фабрик, всегда старались выбирать места с развитой речной сетью. Но!, если в европейской части Россия имела морские порты, а также магистральные реки для выхода к более дальним морям и можно было свободно экспортировать продукцию, то центральные районы страны были как- бы изолированными. Ещё промышленник Демидов сетовал в письмах к Екатерине Великой, что Камско- Волжский путь слишком долог и непредсказуем, а при доставке грузов с уральских заводов от непогоды и разбойников гибнет до трети барок (Барка - не большое речное судно, для перевозки до 50 тонн грузов. Может оснащаться парусами. Против течения тянули канатами с помощью бурлаков).
Очень часто бывает, что водоразделы между двумя речными бассейнами, бывают до обидного малыми, так оказалось и на этот раз. Выяснилось, что притоки реки Кама, находятся очень близко от притоков Вычегды, которая в свою очередь впадает в Северную Двину и далее в белое море. А Белое море это экспортный путь в Северную Европу. Даже притоки двух разных речных систем называются Северная Кельтма и Южная Кельтма, но самое невероятное, что приток Южной Кельтмы, таёжная река Джурич, в половодье распадается на два рукава и течёт не только в южном, но и в северном направлении. Чем не канал, созданный великой Природой.
Екатерина Великая поручила снарядить экспедицию и провести изыскания на местности и через 4 года — в 1785 году был подготовлен проект сооружения канала.
Суть работ заключалась в расчистке и углублении русел таёжных рек и прокопе 17- ти километрового канала в русле реки Джурич.
Самая не заросшая часть 17 -ти километрового прокопа...
Правда Екатерина так и не увидела окончания стройки, потому что три войны выпавшие на долю России, растянули строительство на целых 37 лет. В итоге канал был запущен лишь в 1818 году.
По началу канал имел нарастающий грузопоток, но потом довольно быстро пришло понимание, что содержание канала требует ежегодно достаточно больших вложений. С развитием строительства железнодорожного сообщения в Европецской части России роль канала сошла на нет и к середине 19 века, канал исключили из хозяйственных реестров.
Канал по тихому разрушался, природа давшая ему начало, стала стирать то, что осталось от когда- то большого и дорогостоящего сооружения.
Попытки восстановительных работ периодически возникали, на протяжении последующих 150 лет. Но!! Каналу не повезло.
Сейчас Северо Екатерининский канал или как его ещё называют Вычегдо — Камский канал не исчез окончательно, хотя представляет из себя сильно заросший, мелкий перешеек. Местами и вовсе переходящий в цепочку стариц.
Остатки старинных шлюзов...
Остатки береговой защиты...
Во многих местах канал выглядит так...
Не многочисленные местные жители и туристы водники, вот и весь список посетителей детища Екатерины.
Хотя было бы здорово восстановить канал в наше время, конечно не в виде широкой грузовой артерии, а как популярный туристический объект, для передвижения на экскурсионных лодках!!!
Если Вам понравилась статья ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить обновлений и конечно же комментируйте!