Существует несколько привычек, которые, так или иначе, создают сложности в жизни каждого.
«Мое лучше»
Привычка появляется с юных лет. Будучи ребенком хоть раз заявляли нечто подобное: «Мой велосипед круче твоего»; «Мой папа более сильный по сравнению с твоим»; «Моя мама самая-самая». И были уверены в этих словах. Все, с чем себя ассоциировали, являлось частью нас самих, органичным продолжением. В этом утверждении превосходства выражалось эго.
С взрослением нам непросто расстаться с этой привычкой. Просто она немного «совершенствуется». Людям свойственна склонность полагать, что пора, которая пришлась на их детство, самая замечательная, то, что в ней заложено, сыграло важную роль в нашем становлении. Ко всему прочему для человека характерно воспринимать его нынешние задумки, ценности, политические и религиозные взгляды выше всех остальных.
Бесспорно, «моему лучшему» уже очень много лет. В примитивных обществах всех, кто каким-либо образом выделяется – чужих, правонарушителей, физически, психически нездоровых, представителей других рас, конфессий, социальных положений – относят к низшим существам. «Существо, не принадлежащее к нашему сообществу, клану, касте, религиозной общине, лишь пытается приблизиться к нам, либо изображает, что является «нашим»». Данная логика опасна тем, что с помощью нее можно дойти до того, что «другие люди», если их «справедливо» считать недочеловеками, лишены прав человека – история знает немало примеров последствий таких убеждений.
Например, когда что-либо изменить предложит знакомый, мы сочтем того за реформатора; если это же сделает человек, к которому испытываем антипатию – превратится в смутьяна либо фанатика. Подобное отличие между перебежчиком и предателем, религией и культом, политиканом и политиком имеет зависимость от того, до какой степени личность либо предмет совпадают или, напротив, расходятся с собственным мировоззрением.
Привычка «мое лучше» пагубно воздействует на мышление. Из-за нее мы становимся необъективными и ошибаемся, обманывая себя, лишь бы не признавать нелицеприятную действительность. Возьмите под контроль данную привычку и не идите на поводу у эго, которое чинит преграды на пути к пониманию достоверного и правдивого.
Спасая лицо
Спасение лица – естественная наклонность, которая существуют благодаря эго. К этому действию прибегаем, сказав либо сделав нечто, способное нанести ущерб образу, созданному нами или образу, подогнанному под восприятие окружающих. В психологии спасение лица считается защитным механизмом, имея в виду тактику, которая применяется для отстаивания нашего образа.
Одной из часто встречающихся форм спасения лица является оправдание, которое используется в основном детьми, но и взрослыми тоже: «Моей вины нет – так получилось из-за него (нее)» или «Я не виноват – просто по-другому поступить не мог». В таком оправдании, возможно, найти один положительный момент – признание того, что произошедшее неправильно либо нежелательно.
Наиболее опасным видом спасения лица считается рационализация, подменяющая аргументацию, которая направлена на защиту собственных идей, а не на установление истины о чем-либо. Например, человек курит. С появлением все новых фактов, подтверждающих связь между курением и различными болезнями, начинает задумываться о вреде этой привычки. Однако вместо признания того, что курение вредно либо хотя бы проверить сведения, определив насколько те верны, такой человек скажет: «Не вижу в доводах о вреде курения достаточной убедительности», «Избавление от напряжения, которое возникает во время курения, компенсирует вред, который может оно нанести».
Стоит отметить, что порой рационализация похожа на честную аргументацию. Скажем, человек аргументирует, если его убежденность идет за фактами, другими словами, вначале изучает информацию, а после делает вывод. И рационализирует, когда сведения идут за его точкой зрения: вначале принимает решение, в чем желает убедиться, и только потом ищет и толкует факты в пользу этого, оправдывая свое мнение.
Сопротивление изменениям
Сопротивление изменениями – неприятие свежих идей, не проверяя их правильность. И это повторяется из века в век. Галилей чуть не расплатился жизнью, когда пытался доказать, что не Земле не принадлежит роль центра Солнечной системы, а Солнцу. Создатели плуга, зонта, авто и самолета были подняты на смех, точно так же как и люди, первыми предложившими использовать анестезию при операциях, производить вскрытие с целью установления причины смерти, наделить женщин избирательным правом. Даже к запрету труда детей, который в наше время считается разумным, вначале относились пренебрежительно: критики усматривали в нем стремление большевиков национализировать малышей.
Одна из причин черты отвергать перемены – лень. Привыкнув делать что-либо определенным образом, начинаем возмущаться, если попросят сделать их по-иному, ведь тогда созданный порядок будет разрушен. Следующая причина кроется в слишком рьяном уважении к традициям. Способы, к которым обращались наши предки, кажутся самыми верными.
Третьей и, пожалуй, наиболее серьезной является страх. Каждый выработал собственные привычки, определяющие образ мыслей и поступков. И они подобно старой, разношенной обуви, комфортны. Сама идея заменить их чем-либо другим заставляет бояться: «Как же это отразится на обыденных событиях?». В голову приходит много невеселых предчувствий, не имеющих названий, которые выглядят пугающе. Именно этим чувством объясняется протест против изменений. Справедливо считать такое поведение противопоставлением нашего мышления нашим лучшим и наиболее значимым задумкам.
Открыться переменам не значит перестать относиться к ним критично; у множества свежих замыслов на практике обнаруживается непрактичность и ненужность. Суть в том, чтобы не судить, пока каждой идее не будет дан шанс, подтвердить право на существование.
Конформизм
Не во всяком конформизме присутствует вред. Стараться придерживаться правил русского языка, останавливаться на красный сигнал светофора, когда находимся за рулем машины. Перечисленные действия и сотни, похожих на них – разумная разновидность конформизма. Если бы человек пытался к подобным делам применить нонконформизм, то потратил много время зря, привел в замешательство других и даже поставил под удар безопасность себя и не только.
Вредный конформизм – тот, которым подменяется мышление, чтобы стать зайти за «своего» в группе либо свести на «нет» вероятность прослыть белой вороной. В таком конформизме проявляется трусость, когда независимостью жертвуют для получения меньшего блага. По прошествии времени это приучает более трепетно относиться к мнению окружающих, а не к тому, в чем больше правильного, рационального. Стоит увлечься, как замечаем, что наши слова и действия не относятся к тому, что полагаем наилучшим, а к тому, что соответствует ожиданиям окружения. Данный подход приглушает способность к креативному и критическому мышлению.
Непросто отказаться от конформизма или хотя бы не прибегать к нему. Знакомые, родственники и сослуживцы могут помешать в этом своим давлением. Нужно набраться смелости, чтобы высказать несогласие либо поставить под сомнение верность чего-нибудь – да еще когда кто-либо зациклен на собственных взглядах. Если хоть раз поступали подобным образом, то вам известно, насколько неприятна роль «отступника». Именно поэтому большинство людей вновь и вновь покорно принимают чужую сторону, постепенно теряя индивидуальность.
Главное не впадать в крайность, борьба с конформизмом – ошибка. Толку от этого не больше, чем от бездумного конформизма. Самой верной стратегией в данном противостоянии является – мыслить самим, не волнуясь о количестве тех, кто солидарен с вами.