Найти в Дзене
ЭнергиаВита

Современное городское освещение - как?

Оглавление

Мы не привыкли замечать, что живем в потемках, а особенно это касается уличного освещения в городах. Дома мы сами себе хозяева, а у города есть два «цербера» - бюджет и нормы освещенности. Мало того, что искусственному свету далеко до естественного, так даже установленным нормативам уровень освещенности на улицах нередко не соответствует. Однако сегодня есть все, чтобы города стали реально светлыми, и недорого.

Не случайно в последнее время все больше городов реализуют комплексные проекты по замене городского уличного освещения. Среди них есть более и менее успешные, всё зависит от выбранного подрядчика, качества оборудования и даже от того, как поставлена на месте работа по модернизации. Один из самых свежих и, без преувеличения, флагманских проектов - модернизация уличного освещения в областном центре Ивановской области - в Иванове, где такой проект был реализован по инициативе Губернатора в конце 2018 - начале 2019 года. На этом примере и рассмотрим, как это работает.

Энергосервисный контракт был заключен осенью 2018 года с компанией "Световые Технологии ЭСКО", выигравшей конкурс.

Если до модернизации в городе явно темно, то после - разница очевидна. Вместо 8-10 люкс средней освещенности город получил 25-45 люкс.

-2

На фото выше освещение заменено только на ряде улиц, но уже наглядно видно, на каких. А вообще, в проекте все 850 улиц города пережили замену светильников, включая обширный частный сектор.

-3

Монтажные работы завершились в конце декабря. Более 15 500 старых натриевых и даже ртутных светильников были заменены на современнейшие светодиодные, в том числе 5,5 тысяч - в частном секторе Иванова.

-4

Замеры, сделанные независимой аккредитованной лабораторией, показали, что освещенность стала минимум на 50% выше норм, заложенных в сводах правил и норм ГОСТа, а на основных улицах – более, чем в 4 раза (видимо, это потому, что нормы устарели и их надо пересматривать в сторону увеличения). Особенно эту разницу заметили водители и пешеходы, ведь хорошая освещенность напрямую влияет на безопасность дорожного движения, тем более длинными зимними вечерами.

-5

Итак, составляющие проекта.

Технология

Светодиодные светильники потребляют меньше, а освещенность обеспечивают более высокую. В Иванове установлены отечественные светильники производства российской компании "Световые технологии", номиналом от 35 Вт. (специализированные светильники для частного сектора) до 240 Вт (для освещения крупных городских магистралей от 6 полос). Срок службы светильников – не менее 12 лет.

Светодиоды серьезно экономят расходы на освещение - до 70% в среднем, а в частном секторе до 86%. В проекте в Иванове контрактная величина экономии - 69%, а это порядка 65 млн рублей в год.

-6

Бизнес-модель

Замена осветительного оборудования – проект недешевый, да и светодиодное оборудование стоит дороже традиционных светильников. Однако, законодательство позволяет осуществлять такой проект с помощью энергосервисного контракта и этот механизм успешно работает. Контракт гарантирует, что все расходы на модернизацию полностью несет исполнитель, а оплату он получает только из фактически достигнутой экономии (из тех самых 69% в случае Иванова). Сроки таких контрактов составляют обычно 5-8 лет. Города без каких-либо вложений из бюджетов получают новое освещение плюс экономию в бюджет от ставших ненужными затрат на обслуживание старых светильников.

-7

Бонус - шаг в умный город

В Иванове пошли дальше, и в рамках того же контракта более 6700 светильников на центральных улицах и проспектах города объединили в единую сеть «интернета вещей» через протокол беспроводной связи LoRaWAN. Сеть и возможность управления в ивановском проекте обеспечены цифровым партнером - компанией «ЭР-Телеком».

Их можно контролировать и управлять ими - например, диммировать (снижать их мощность) из диспетчерской или с планшета руководителя - по заданному графику (например, снижать освещенность ночью) или по возникшей потребности города (увеличение освещенности в праздничные дни), вплоть до сценариев суточной работы для каждого светильника.

-8

Бонус такого решения в том, что теперь все осветительные мачты в центре города связаны в единую сеть, в том числе и с диспетчерской. На них можно установить и другое оборудование, работающее в сети LoRaWAN - датчики качества воздуха, видеокамеры, системы учета трафика, кнопки SOS и так далее, а это уже настоящий цифровой функционал умного города.

-9

Так выглядит контроллеры для коммуникаций по протоколу LoRaWAN российской компании «Деус», использованные в ивановском проекте. Такой контроллер просто подключается к светильнику и делает его «умным», а значит, частью интернета вещей в умном городе.

-10

Диммирование светильников с использованием этой технологии по сценариям, согласно норм ГОСТа, принесет городу дополнительно еще порядка 12 млн рублей в год.

Такая история модернизации уличного освещения в Иванове по многим параметрам пока пионер для России - и потому, что переоснащены не только центральные улицы, а весь город, и по достигнутым параметрам освещенности, что видно невооруженным глазом, и по внедренным "умным" технологиям, которыми теперь город сможет пользоваться для развития других сервисов, и по срокам реализации.

Теперь другие города смогут на этом примере реализовать собственные проекты по модернизации уличного освещения, а некоторые – и задать новую планку качества для них. А главное, в выигрыше останутся основные потребители – жители этих городов. Итак, кто следующий?