Всё это даёт нам изумительные ощущения от жизни в целом.
Но вот когда вдруг этого нет. Или не так. Вдруг когда одно звено защищенности даёт сбой или пропадает вовсе, то… Вот в этот момент человек начинает работать сам, начинает заниматься спасением - т. е. пытается вернуть себе уверенность в жизни, уверенность в чувстве защищенности, в конце концов, он пытается спасти себе жизнь.
Вот интересный момент, насколько добрым, отзывчивым, сопереживающим, должен был быть первый человек, который не инстинктивно, а направлено и осознанно решил оказать помощь другому человеку. Я не говорю пока о создании профессиональной службы поиска и спасания. Я пытаюсь говорить о том, что качество человека, его доброта и отзывчивость, принятие сложной ситуации другого человека, возможно, является первым и базовым принципом оказания помощи другому человеку.
Вспомнить хотя бы спасение Челюскинцев. Ведь никто не заставлял летчиков совершать эти полёты. А они это делали ежедневно, в любую практически погоду. Ляпидевский сделал не менее 25 вылетов “впустую”, пока, наконец то, произвёл посадку на подготовленную Челюскинцами площадку. Вот где чувство долга, вот где человеческие чувства. Не хочу здесь пересказывать историю Челюскинцев. О них достаточно информации. Но в качестве примера для понимания смысла моего монолога, думаю, будет достаточно и того, что я написал о работе авиаторов тех времен как спасателей.
Жизнь не стоит на месте. В ней происходит постоянно, какой то процесс. С развитием техники, технологий, человек начинает думать о большем. Так было и в момент появления самолётов. Так стало и в момент появления ракеты способной вывести человека в космическое пространство. Появление самолётов заставило задуматься о спасение человека, управляющего им, в случае отказа мотора. На тот момент не шла речь о создании, каких либо специальных подразделений на обширных территориях. Ведь самолёты летали не далеко. Во время ВОВ спасанием лётного состава занимались медицинские работники и только. Никаких специальных схем по эвакуации не существовало. Первые мысли о создании поисково-спасательных подразделений появились после полёта в космос нашего Ю. А. Гагарина. Кстати, по своей работе довелось ознакомиться с материалами, в которых имелась информация о количестве воздушных судов (самолетов и вертолетов) находящихся в воздухе на момент посадки Ю.А.Гагарина по трассе спуска и других предполагаемых районах посадки. Так вот, их было около 160 штук (или больше). Это наверное была первая масштабная спланированная операция по организации поисково-спасательного обеспечения полета пилотируемого космического аппарата. Ну а дальше, больше. В интернете, с момента создания поисково-спасательной службы в 1966 году, достаточно информации по основным вехам её развития. Кому интересно просто наберите в яндекс-строке «..история создания поисково-спасательной службы».
Подводя итог, хочу написать следующее. Были серьёзные уровни развития поисково-спасательной и парашютно-десантной службы ВВС. Принимались постановления Совмина СССР. Издавались постановления правительства РФ, приказы Минобороны СССР, РФ, и много еще чего. Уровень службы был высок. И на тот момент человеческая жизнь (в том числе летного состава) не на словах, а на деле была поистине бесценной. Потому и развивалась служба, появлялись новые силы и средства, обеспечивающие деятельность поисково-спасательных подразделений. Велась работа по совершенствованию нормативно-правовой базы, разрабатывались инструкции, положения о совместном применении сил и средств в зонах ответственности. Регулярно выполнялись прыжки с парашютом для совершенствования уровня подготовки авиационных спасателей. Летный состав меньше отлынивал от получения обязательных норм знаний и навыков в действиях при покидании воздушного судна и выживания в различных климато-географических условиях. В каждой авиационной части формировались штатные поисково-спасательные подразделения (СПДГ, НПСК), назначались нештатные спасательные группы. Спорт, парашютный спорт в ВВС – существовал. Он был одним из основных способов привлечения молодежи к службе в ВВС. Сколько проводилось соревнований, показательных выступлений…
Еще много чего можно написать.
И в итоге. Учитывая ряд резонансных катастроф (боевых потерь) с воздушными судами (Российскими) в России и за рубежом, а также парашютных происшествий в авиации ВС РФ, на сегодняшний день можно сказать следующее. Мы в ответе за то, что случилось. И понятно, к кому я обращаюсь. Пока отношение не измениться в сущности человека – «…его доброта и отзывчивость, принятие сложной ситуации другого человека, возможно, является первым и базовым принципом оказания помощи другому человеку», мы так и будем терять возможность (методы, способы, навыки, знания, систему) оказать помощь другой человеческой жизни. Мы уже потеряли единую службу спасания. А я не готов, садясь в самолет знать о том, что на земле не осталось таких людей, как спасатели Челюскинцев, как медработники во время ВОВ, как герой России Жуков А.П., как многие и многие другие, чья жизнь была (и есть) связана со службой в доблестной поисково-спасательной и парашютно-десантной службе ВВС.