Не припомню, чтобы мне приходилось сидеть с отвисшей челюстью, недоумевая, как тот или иной фильм оказался в топ-250 «Кинопоиска». Но вот этот день настал.
Понятно, что на вкус и цвет фломастеры разные, и я стараюсь объективно оценить, почему то или иное кино нравится людям.
Но «Дурак» режиссёра Юрия Быкова оставил у меня впечатление, что за дураков (простите за тавтологию) здесь принимают зрителей.
Нетипичный, картонно честный, кристально справедливый сантехник-семьянин днём чинит трубы (даже не те, которые горят), а по вечерам учится.
Приехав по вызову в высотное общежитие, он обнаруживает огромную трещину, которая протянулась по всей высоте здания. По его расчётам, дом с восемью сотнями жильцов обрушится в ближайшие сутки.
И здесь начинается противостояние обычного человека и страшной коррумпированной чиновничьей машины. Признаюсь, сюжет меня поначалу заинтересовал. Мне вспомнился «Левиафан» Звягинцева, и хотелось увидеть новый взгляд на извечную российскую проблему.
Но потом было что-то невразумительное.
Все чиновники в тот вечер гуляют на корпоративе, посвященном дню рождения мэра. «Мама» — так они называют эту женщину. Наш парень, отмахнувшись от охраны на входе, вваливается на этот праздник в шапке и куртке, и начинает рассказывать о ситуации выпившим главам города.
Я сомневаюсь, что случайного человека с улицы даже на корпоратив «Пятёрочки» так запросто пропустят, а уж к «сливкам общества»…
Выслушав сантехника, чиновники во главе с мэром собираются в кабинете и театрально заламывают руки «что же делать, что же делать, мы же все деньги-то на ремонт этого здания давно разворовали!» «А я дачу себе построил»… «а я то-то купил».
Как будто они не в одной упряжке и до сегодняшнего дня не подозревали, кто сколько украл, и решили тут же обсудить это при свидетелях.
После проверки здания и прочих мытарств и угрызений недосовести, которые даже описывать неохота, было принято решение закрыть на проблему глаза, а «проверяющих» вместе с сантехником — убить.
Допустим, пока реалистично. Но вот перед самым убийством паренька вдруг пожалели и решили отпустить, и избавились лишь от двух других дядек.
Что? После всего, что этот сантехник видел и слышал?
Наивность этого кино не знает границ.
А для драматизма в кадре то и дело звучит: «Это же люди, там живые люди в здании!» Да поняли мы.
Если бы это было пьесой и шло в театре, возможно, часть реплик были бы уместными. И глав города преувеличенно изобразили бы как толстых буржуев с советских плакатов… А мэр по прозвищу «Мама» спела бы песню или даже арию.
Нет, всё же я понимаю, почему многим понравился этот фильм… Он проехался по больному. Но — с элегантностью бульдозера и без единой хорошей задумки.
Надеюсь, это всё не показалось вам слишком негативным. В конце концов, это просто ещё одно зрительское мнение.
Хороших вам фильмов и приятного дня!)