Найти в Дзене

Личный бренд: Блог как бизнес

Оглавление

Многие из вас на собственном опыте убедились, что аккаунты в соцсетях, которые вы ведёте (блоги) — давно стали развивающими проектами в вашей жизни, которыми можно управлять, ведя их через определенные этапы к реализации конкретных задач в рамках проектов. И когда эти задачи выполняются, проект можно считать успешно реализованным на отрезке времени.

Так давайте же поговорим на тему того, что делает блог бизнесом.

Ценность ($) вашего блога

В первую очередь — это создание ценности для определённой аудитории, которое подразумевает потенциальное генерирование прибыли. И очень важно понимание того, как именно ваш блог будет генерировать эту прибыль и что именно для этого требуется. Это и будет ваша бизнес-модель.

Ценность ($) вашего блога
Ценность ($) вашего блога

Я ещё расскажу подробнее о способах монетизации, но уже сейчас важно понять — не имеет значения, получаете ли вы деньги непосредственно внутри блога (за рекламу или в ином виде), продаёте ли вы свой продукт благодаря блогу, формируете ли вы экспертность, благодаря чему продаёте свои услуги. Чтобы ваш блог назывался бизнесом (или был частью бизнеса), он должен непосредственно участвовать в генерировании дохода.

Таким образом, на уровне управления процессом, блог как бизнес отличается от просто блога тремя основными моментами:

1) целеполагание,
2) планирование,
3) контроль.

Те из вас, кто планирует или уже строит бизнес на основе блога, должны отнестись к этому материалу со всей серьезностью, но даже если вы ведёте блог без материальных целей в голове, подумайте о том, как применить проектное и бизнес-мышление для того, чтобы ваши цели реализовывались с максимальным удовлетворением для вас.

Я хочу подчеркнуть — очень важно понять, чего вы хотите от своего аккаунта/блога. Вполне возможно, что вам не нужно зарабатывать на блоге ни сейчас, ни когда-то в будущем. У многих есть представление в голове, которое звучит примерно так: «Сейчас это любимое хобби, но если оно начнет приносить мне деньги, я не против».

Кому-то блог помогает оттачивать определённые навыки для их применения в других сферах — будь то написание текстов, фотография, готовка, умение собирать модные образы или просто коммуникация. Но вам также полезно знать, что именно даёт больше отдачи, что быстрее ведёт вас к профессионализму. И делать именно это, не тратя время и энергию на то, что уводит вас от ваших целей.

Цели и задачи блога

Итак, одна из моих любимейших тем — цели! В рамках проектного мышления, цель — это то, как изменится ситуация вследствие реализации вашего проекта. Это пункт назначения вашего проекта. То есть на определенном временном интервале вашей целью может быть уйти с основной работы и жить только на доход с проектов и аккаунтов, издать книгу, стать публикуемым автором/блогером, выйти на новый рынок или многое другое.

В рамках более глобальных целей выделяются задачи, которые приближают вас к выбранным целям. И те, и другие должны быть конкретными, привязанными к срокам и измеримыми, чтобы вы могли отследить их выполнение и достижение (в общем, по Смарту).

Постановка целей по SMART
Постановка целей по SMART

Кроме того, давайте различать цели и индикаторы этих целей. Например, определенный уровень посещаемости — это не цель, но это показатель того, что вы двигаетесь в верном направлении, например, зарабатывать на рекламе определенную сумму (для чего, как вы знаете после анализа рынка, вам необходим «такой-то» уровень посещаемости).

То есть вы должны чётко понять, как вы узнаете, что ваши задачи выполнены, а ваша цель достигнута. Очень важно понять, какие индикаторы соответствуют вашим целям, правильно ли вы установили планку, все ли выбранные для отслеживания параметры на самом деле отражают ваше движение к результату и достаточно ли их, чтобы судить об успешном достижении цели. С опытом вам станет легче устанавливать эти индикаторы достаточно точно.

Планирование

В массе своей, люди делятся на тех, кто обожает планирование (но не всегда так же сильно любит следовать своим планам), и тех, кого необходимость планирования демотивирует и повергает в депрессию. Но я склоняюсь к тому, что подходящую систему планирования может найти, а ещё лучше — сформировать персонально под себя любой человек.

Сроки, деньги, обязательства и даже мечты — всё это слишком серьёзно, чтобы пренебрегать планированием. Кроме того, сам процесс планирования и дальнейшие попытки следовать своему плану отлично вправляют мозги и добавляют нам реализма. Потому что в теории все мы хотим свернуть горы, а на практике имеем 24 часа и 7 дней в неделю. И, конечно, кроме блога имеем другую жизнь, о чём иногда приходится забыть, если вовремя не включить рассудок (добро пожаловать в мою жизнь!).

Наш успех часто определяется не тем, насколько амбициозны наши цели, а тем, насколько они соответствуют нашим ресурсам. Поэтому поставить себе цель зарабатывать $100 в месяц за 2 часа работы и сделать это —намного лучше, чем поставить себе цель зарабатывать $100 000 и не заработать ничего.

Когда мы только начинаем всерьёз планировать свою деятельность, нас может постигать разочарование — на первых порах мы все большие оптимисты и ставим перед собой огромное количество задач на единицу времени. Какое-то время мы даже справляемся и чувствуем себя героями, но потом возникают накладки, не всё идет гладко, да и адреналиновый подъём проходит. Мы выдыхаемся, начинаем уставать, всё больше дел переносится на следующую неделю. И тогда мы начинаем ненавидеть все эти списки и графики и иногда вновь возвращаемся к хаосу, из которого пытались выбраться.

Но ошибка в том, что мы просто неверно оцениваем количество времени, которое требуется на все наши задачи, не планируем отдых и другие виды деятельности, без которых наша жизнь скоро покатится под откос, а также не закладываем «воздушные подушки безопасности», которые можно использовать, если случится что-то неожиданное.

Блог как бизнес
Блог как бизнес

Поэтому какое-то время нужно просто понаблюдать за собой, например, сделать полезное упражнение «хронометраж» (когда в течение нескольких дней мы записываем всё, что делаем, буквально каждые 10 минут, а затем анализируем, на что сколько времени уходит). Когда мы оценим реальную картину, мы сможем планировать время так, чтобы действительно успевать следовать плану.

Не забывайте учитывать текучку в планах! Она крадёт очень много времени, она как будто бы не приближает нас к целям, и иногда это так и есть — тогда от неё можно отказаться, но иногда она необходима, так как поддерживает нашу жизнь и наш бизнес.

И очень важный фактор планирования — правильный уровень нашего личного комфорта. Думаю, что у каждого он свой, но не стоит забывать о том, чтобы наслаждаться жизнью, одновременно не создавая себе уж слишком тепличных условий, ведь расплывчатые рамки только расслабляют.

Таким образом, когда мы начинаем реально планировать задачи, связанные с нашими целями, располагая их по временной шкале от сегодняшнего дня до точки, в которой мы хотим получить результат (я предпочитаю делать это с конца, от результата к началу, но это работает в обе стороны), то мы понимаем, реалистичны ли наши планы, возможно ли это и не нужно ли пересмотреть цели, чуть снизив планку или, наоборот, подняв, не стоит ли перенести сроки, не пора ли подумать о привлечении дополнительных ресурсов.

Есть ещё один очень актуальный момент для блогеров или для тех, кто начинает связанный с блогом бизнес. Многие уже привыкли планировать контент, но забывают выделять достаточно времени на маркетинг и обслуживание своего проекта. В результате о вашем классном продукте никто не знает. В активно работающем проекте задачи, связанные с продвижением, продажами, клиентским обслуживанием, а также техническими нюансами, обдумыванием стратегических задач и многим другим, могут занимать больше половины вашего времени.

И это ещё одна горькая правда о том, что случается с блогером-бизнесменом. Если не отнять это время у работы над контентом, вам ничего не останется, как отнять его у других сфер вашей жизни.

Итак, здравый смысл и учёт всего спектра задач — это самое главное в планировании. А дальше вы можете адаптировать бесконечное количество систем под себя: работать только с небольшим списком задач, который обязательно нужно выполнить, или выбирать из огромного списка то, что хочется делать сейчас, группировать похожие задачи, выделять целые дни под разные сферы жизни или миксовать всё в одном дне, планировать сначала отдых, в оставшееся время работу или наоборот. Подходов бесконечное множество, и их нужно испробовать на себе.

Контроль и продюсер

А вот и самый важный пункт в планировании. Мы не просто планируем задачи, мы контролируем их выполнение. То есть план — это больше не про то, что мы хотели бы сделать. План — это про то, что мы точно сделаем в конкретные сроки.

И если что-то не получилось, то мы должны четко понимать, почему так произошло и что нужно сделать, чтобы это исправить.

Контролировать себя самостоятельно бывает непросто, и поэтому очень важно помнить о связи наших целей с нашими истинными желаниями и мечтами, чтобы они продолжали вдохновлять нас со временем, чтобы мы помнили, для чего мы делаем то, что делаем, и почему важно делать это именно так и именно тогда.

Не говоря о том, что очень скоро у вас появятся и обязательства, которые также сделают выполнение плана не желательным, а обязательным. В какой-то момент у вас могут появиться также и наёмные сотрудники, и контролировать нужно будет всю систему в целом.

-4

Поэтому контроль должен осуществляться регулярно, и чем чаще вы оцениваете, всё ли сделано и всё ли сделано так, как нужно — тем лучше вы управляете всем процессом в целом и тем больше шансов всё исправить с минимальными последствиями.

И ещё несколько важных моментов

Анализ. Мы действуем не из предположений и импульсов (или не только из них), мы тестируем предположения, изучаем варианты, анализируем статистику, считаем и принимаем рациональные решения. Например, при выборе технических решений для наших задач, при выборе партнеров или определении ценовой политики. А также мы оцениваем результаты принятых решений, чтобы знать, что работает, а что нет и куда двигаться в будущем.

Ревизия целей. Для того, чтобы наши цели продолжали нас мотивировать, а их достижение нас радовало, регулярно убеждаемся, что они всё ещё актуальны для нас. Говоря о планировании, я сделал акцент на реализме, и планирование может стряхнуть романтический налёт с некоторых наших целей.

Здесь прячется целый клубок психологических нюансов, и приближающийся успех может пугать вас не меньше поражения, маскируясь под «неправильные цели».

Поэтому особенно важно установить контакт с собой и поддерживать его, ведь, взвалив на себя обязательства, особенно перед другими людьми, выполнение которых не приносит удовлетворения, мы уже не сможем так просто отделаться от них, и результатом может стать выгорание.

Делегирование и инвестиции. Это два фактора вашего развития, которые могут помочь преодолеть максимальную высоту, продиктованную ограниченностью ваших собственных ресурсов.

Учёт. Серьёзное отношение к делу предполагает, что вы знаете все свои расходы и доходы, связанные с проектом, а также учитываете потраченное время (которое далеко не бесплатно). Это поможет вам, когда вы будете работать над ценовой политикой и в принципе оценивать отдачу от того, чем занимаетесь. Это также поможет вам поверить в ценность вашего продукта.

Юридические моменты. Я скорее учитываю то, что вы находитесь в разных странах — это значит, что у каждого своё правовое поле, и я не могу дать вам точных инструкций, как поступить. Я хочу лишь обратить ваше внимание на то, что как только вы начинаете принимать деньги, ваша деятельность попадает под определение предпринимательства, и вам необходимо зарегистрировать свою деятельность в подходящей форме. Чаще всего это индивидуальный предприниматель на упрощенной системе налогообложения (6% от дохода + пенсионные отчисления в России) и его аналоги в других странах.

Конечно, если вы приняли в дар книжку за отзыв и продали 2 пары связанных вами носков, бежать в налоговую рановато, предпринимательство по определению предполагает некую систематичность. Но в какой-то момент это может стать для вас актуальным, и, конечно, добавит как расходов, так и бумажной возни, и к этому нужно быть готовым.
-5

Кроме того, россиянам стоит помнить о так называемом законе о блогерах, в соответствии с которым блогер с посещаемостью свыше 3 000 уникальных посетителей в день приравнивается к СМИ, должен предоставить персональные данные (в открытом доступе) и подчиняться требованиям закона о СМИ. Имейте ввиду, что под него подпадают даже страницы Instagram и профили социальных сетей, где оценить реальную посещаемость сложно даже владельцу страницы, не говоря о правовых органах. Правда, отслеживание блогеров ведётся не систематично, скорее всего, в ответ на обращения граждан, и закон не ставит своей целью создать полную перепись блогов, тем не менее, может быть применен к любому, кто подпадает под содержащиеся в нем определения.

Подытожим

Весь этот объём задач может казаться избыточным и слегка фрустрировать — кажется, что теряется легкость и вдохновенность в блогерской деятельности, подменяясь бизнес-процессами, бухгалтерией, гонкой за показателями и скучной рутиной. В этом, конечно, есть доля правды. Но только доля!

Во-первых, это всегда особенное чувство — создать что-то большее, чем ты сам. Что-то настолько классное и полезное, что за это готовы платить. Суметь из увлечения сделать бизнес, то есть придумать для себя бизнес, который доставляет удовольствие в той степени, в которой он только может его доставлять.

Это новые испытания и, конечно, как любые испытания, это новый ресурс для роста и оттачивания новых навыков, для развития в себе новых качеств. Даже неудачный, такой опыт очень помогает в дальнейшей жизни, что и говорить об удачном опыте!

В начале может быть трудно, и хаос может до конца не исчезнуть, но в ваших силах выстроить грамотные и удобные для вас процессы с самого начала так, чтобы они потребляли как можно меньше вашего времени, позволяя вам всё-таки в первую очередь заниматься тем, с чего вы начали, — создавать полезный и интересный контент, творить, выражать себя, общаться... и добиваться поставленных целей!

-6

Для тех, кто хочет развивать личный бренд

Предлагаю вам ознакомиться с обучающим марафоном «Прибыльный Instagram: Джедайские техники» по ссылке.