20 глава книги "Чекан Адама"
В обычной жизни мало кто делится своими первыми воспоминаниями. Возможно, что это и правильно. Тем не менее никто ( практически никто) из тех, кто рассказал об этом вот здесь http://husainov.livejournal.com/12637.html, не опроверг значения первого воспоминания в своей жизни. Люди, о которых я никогда ничего не слышал, говорили – да, я действительно такой, да, такие вещи со мной случаются сплошь да рядом.
И все же что-то мешает серьезно отнестись к своей жизни и попробовать в ней разобраться уже досконально, используя некоторые выводы, которые я изложил выше. Но всегда хорошо, когда есть пример, который у всех перед глазами. И вот такой случай представился. Мне прислали из Москвы книгу Дмитрия Галковского «Бесконечный тупик». Скажу сразу, что она просто великолепна. Не буду писать на нее развернутую рецензию, а попробую рассмотреть как иллюстрацию к теории первого воспоминания.
Итак, вот оно.
http://www.samisdat.com/3/311-022.htm
Из примечания 22.
«Первое чувство тут в 6 лет: зимний день, девочка играет, лепит снежную бабу. Я хочу помочь. Она испуганно шарахается от меня и плачет. Её мать из окна начинает орать на меня на каком-то ужасном монгольском языке. Я хочу объяснить, что я хороший. Почти плачу от непонимания, ухожу».
Итак, какова же парадигма в этом случае? Между какими полярными понятиями качается жизнь автора? На мой взгляд, это - Контакт и его Отсутствие.
Опишем эту ситуацию чуть иначе. Что произошло? Некий объект производит некое действие. Появляется другой объект, который пытается «помочь»,то есть договориться с первым и произвести совместное действие. Но договориться не удалось. Конфликт, катастрофа. Все плачут. «А мать грозит ему в окно».
Итак, проверим нашу догадку на втором воспоминании.
«Первое чувство недоверия возникло лишь года через три. Во дворе подростки подзуживали сесть на забор и балансировать руками в воздухе. А внизу наставили наполовину разбитые бутылки. Нужно было сидеть и не упасть. Мальчик передо мной упал. Как сейчас помню его, сдирающего быстро кровенеющую рубаху. Страшные порезы на спине и крик глухой: ы-ы, ы-ы. Потом сел брат этого мальчика. Его уже толкнули на стекло специально (он всё сидел и сидел – зрителям надоело ждать). Следующим был я. Хотелось сесть страшно. И вокруг все подталкивали: "Слабо, Одиноков. Ну что? Сдрейфил, фраер?" Я вдруг повернулся и побежал». (http://www.samisdat.com/3/311-022.htm, чуть ниже первого).
И здесь ситуация Контакта. Подростки пытаются провести молодняк через инициацию, ввести в свой круг, установить Контакт (вот почему «хотелось сесть страшно»). Но Отсутствие Контакта в данном случае пересилило, и объект покинул поле взаимодействия.
Но давайте размышлять здраво. Обычно маленькие дети, да и постарше, ведут себя несколько иначе. В той же ситуации со снежной бабой любой другой мальчик принялся бы катать отдельный ком, а уже потом, по ходу дела, установил бы контакт - понятное дело, невербальный. Даже в книгах описывается, как люди знакомятся- подали платок, подвинули стул и так далее. И вот уже появляется совместное поле. Есть Контакт. Но люди в основном не дают себе отчета в том, что вот они установили контакт, это все- таки больше из области разума.
И вот, собственно, на мой взгляд, ключ к пониманию жизни Д.Е.Галковского.
Приоритет разума (Стометровый брус ЭВМ в глубокой чистой шахте – это солидно, основательно, благородно. Но этот вот хамски сопящий хомо сапиенс – это я? Наглая ложь!(http://www.samisdat.com/3/311-072.htm), четкое проговаривание своей позиции (А ведь я способный.(http://www.samisdat.com/3/311-147.htm), ну и так далее.
И даже название книги «Бесконечный тупик» легко объяснить – ведь каждый смысл жизни имеет полярность, за которой ничего нет, тот самый коридор, о котором я уже писал. Жизнь человека, повторюсь, качается на качелях между двумя антагонистическими понятиями, и доходя до одной стенки, разворачивается и летит к другой. Поскольку для автора приоритетен разум, то он все время видит только стену. Бесконечный тупик. Его разум не может осмыслить перспективу –от рождения к смерти, он смотрит только по ходу движения.
Приоритетом разума и попытками наладить Контакт объясняются и стремление автора прояснить свою позицию. Впервые в русской литературе это происходит публично. «Черт догадал меня родиться в России с душою и с талантом!" воскликнул Пушкин в письме. « Вот и слопала гугнивая матушка Русь своего поросенка» написал Блок в частном письме К. Чуковскому. Ну, а высказывания Д.Е.Галковского о себе и своей жизни известны.
Ну и правда, ведь не принято у нас в обществе говорить – я тоже человек! Я тоже хочу зарабатывать, чтобы кормить себя и свою семью, чтобы было где жить и так далее.. Восток –дело тонкое… И когда такое говорится, ясное дело, возникает шок, который никак не способствует налаживанию Контакта.
И в общем, ДЕГ выбрал правильный путь – он стал творить свой собственный мир, он стал его обустраивать, проговаривать, определять его границы, искать свой коридор жизни, избавляться от ненужных людей и привлекать нужных, своих, близких по духу, транслировать его в мир через интернет и свои книги, то есть все то, о чем я писал выше. Единственное, на это ушло очень много времени просто потому, что всего приходилось добиваться самому, не с кем было посоветоваться.
Думаю, что я еще вернусь к книге «Бесконечный тупик», но для меня это яркий пример того, как человек, занимаясь смыслотерапией, начиная с первого воспоминания, ищет и находит свой смысл жизни. Эта книга – свидетельство того, что все, с нами происходящее в жизни- происходит не случайно, что даже в самом малом эпизоде, как в голограмме, запечатлена Сама Судьба. Ее можно осмыслить и сделать лучше. А что удалось сделать одному - то под силу и другому.