Найти тему
Детство с книгой

Почему Чуковский написал так мало сказок

Портрет Корнея Ивановича Чуковского
Портрет Корнея Ивановича Чуковского

Один из самых издаваемых детских писателей России – автор емких и выразительных поэтических сказок «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Мойдодыр», «Крокодил» и других, понятных каждому ребёнку – Корней Иванович Чуковский.

Его детские книги, обычно с яркими красочными иллюстрациями, на хорошей бумаге, привлекательны для юных читателей. Особенно, для дошколят, которые только открывают для себя многообразие детской литературы. Несколько раз в ходе своей библиотечной работы, я сталкивалась с вопросами о том, почему Чуковский написал так мало сказок, ведь судя по ритмической простоте, доступному детскому эмоциональному языку, сочинительство Чуковскому давалось легко и просто. Кстати говоря, есть история о том, как появилась на свет сказка «Крокодил». Как-то Корней Иванович с сыном поездом возвращался в Петербург. Мальчик приболел и капризничал. Чтобы хоть как-то отвлечь сына, Чуковский под ритм стука колес поезда стал сочинять сказку:

Жил да был
Крокодил.
Он по улицам ходил,
Папиросы курил,
По-немецки говорил, –
Крокодил, Крокодил Крокодилович…
Иллюстрация к  сказке "Крокодил"
Иллюстрация к сказке "Крокодил"

Сын отвлекся, перестал плакать и начал внимательно слушал отца. Корней Иванович без остановки продолжал сочинять. Вот так в 1916 году и родилась самая первая сказка для детей, написанная Чуковским уже в тридцатипятилетнем возрасте.

Всего из-под пера мастера вышло 11 сказок: «Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Тараканище», «Путаница», «Крокодил», «Муха-цокотуха», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Топтыгин и Лиса», «Приключения Бибигона». Последняя история о Бибигоне была написана в 1945 году, с тех пор Корней Иванович сказок не писал.

Сборник сказок Корнея Ивановича Чуковского
Сборник сказок Корнея Ивановича Чуковского

Основная литературная работа Чуковского до последних дней его жизни была посвящена переводам, литературной критике, истории литературы, лингвистике.

А в самый расцвет популярности в качестве детского писателя в конце 20-х годов XX века в газете «Правда» вышла статья Надежды Константиновны Крупской, в то время заместителя народного комиссара просвещения РСФСР, «О «Крокодиле» Чуковского». Стоит привести выдержку из данной статьи:

«Такая болтовня — неуважение к ребёнку. Сначала его манят пряником — весёлыми, невинными рифмами и комичными образами, а попутно дают глотать какую-то муть, которая не пройдёт бесследно для него. Я думаю, «Крокодила» ребятам нашим давать не надо…не потому, что это сказка, а потому, что это буржуазная муть».

Через некоторое время собрание родителей Кремлёвского детского сада приняло резолюцию «Мы призываем к борьбе с «Чуковщиной».

Несомненно, вся эта шумиха вокруг личности и творчества Корнея Чуковского подтолкнула писателя к тому, чтобы принести своего рода публичное покаяние. Следствием этого решения стало открытое письмо в «Литературной газете» о признании творческих ошибок, о создании достойных книг в новой тематике, в том числе сборника стихов «Страна Колхозия». Правда столь интересный замысел не был осуществлён и, спустя годы, Корней Иванович глубоко сожалел о своём раскаянии.

Я уже упоминала, что последняя сказка «Приключения Бибигона» вышла в 1945 году, но и её не миновала суровая критика. «Бибигона» публиковали на страницах детского журнала «Мурзилка», читали по Всесоюзному радио, после чего в газете «Правда» вышла статья под авторством С. Крушинского, в которой он призывал редакцию журнала «Мурзилка» быть разборчивее в своих публикациях.

После забавного «Бибигона», названного тем же Крушинским «явным бредом» Чуковский не написал ни одной детской сказки в стихах. Но его работа, и не только в в области детской литературы, продолжалась и была весьма плодотворна.

Возвращаясь к концу 20-х годов, хочется напомнить, что именно Чуковский стал исследовать детский язык, выпустив в 1928 году книгу «Маленькие дети», известную читателям под названием «От двух до пяти». А как лингвист в 1962 году Чуковский написал прекрасную и остроумную книгу о русском языке «Живой как жизнь». Можно сказать, что это название как нельзя лучше соотносится с многообразным, живым, ярким и талантливым творчеством Чуковского.