Один из самых издаваемых детских писателей России – автор емких и выразительных поэтических сказок «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Мойдодыр», «Крокодил» и других, понятных каждому ребёнку – Корней Иванович Чуковский.
Его детские книги, обычно с яркими красочными иллюстрациями, на хорошей бумаге, привлекательны для юных читателей. Особенно, для дошколят, которые только открывают для себя многообразие детской литературы. Несколько раз в ходе своей библиотечной работы, я сталкивалась с вопросами о том, почему Чуковский написал так мало сказок, ведь судя по ритмической простоте, доступному детскому эмоциональному языку, сочинительство Чуковскому давалось легко и просто. Кстати говоря, есть история о том, как появилась на свет сказка «Крокодил». Как-то Корней Иванович с сыном поездом возвращался в Петербург. Мальчик приболел и капризничал. Чтобы хоть как-то отвлечь сына, Чуковский под ритм стука колес поезда стал сочинять сказку:
Жил да был
Крокодил.
Он по улицам ходил,
Папиросы курил,
По-немецки говорил, –
Крокодил, Крокодил Крокодилович…
Сын отвлекся, перестал плакать и начал внимательно слушал отца. Корней Иванович без остановки продолжал сочинять. Вот так в 1916 году и родилась самая первая сказка для детей, написанная Чуковским уже в тридцатипятилетнем возрасте.
Всего из-под пера мастера вышло 11 сказок: «Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Тараканище», «Путаница», «Крокодил», «Муха-цокотуха», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Топтыгин и Лиса», «Приключения Бибигона». Последняя история о Бибигоне была написана в 1945 году, с тех пор Корней Иванович сказок не писал.
Основная литературная работа Чуковского до последних дней его жизни была посвящена переводам, литературной критике, истории литературы, лингвистике.
А в самый расцвет популярности в качестве детского писателя в конце 20-х годов XX века в газете «Правда» вышла статья Надежды Константиновны Крупской, в то время заместителя народного комиссара просвещения РСФСР, «О «Крокодиле» Чуковского». Стоит привести выдержку из данной статьи:
«Такая болтовня — неуважение к ребёнку. Сначала его манят пряником — весёлыми, невинными рифмами и комичными образами, а попутно дают глотать какую-то муть, которая не пройдёт бесследно для него. Я думаю, «Крокодила» ребятам нашим давать не надо…не потому, что это сказка, а потому, что это буржуазная муть».
Через некоторое время собрание родителей Кремлёвского детского сада приняло резолюцию «Мы призываем к борьбе с «Чуковщиной».
Несомненно, вся эта шумиха вокруг личности и творчества Корнея Чуковского подтолкнула писателя к тому, чтобы принести своего рода публичное покаяние. Следствием этого решения стало открытое письмо в «Литературной газете» о признании творческих ошибок, о создании достойных книг в новой тематике, в том числе сборника стихов «Страна Колхозия». Правда столь интересный замысел не был осуществлён и, спустя годы, Корней Иванович глубоко сожалел о своём раскаянии.
Я уже упоминала, что последняя сказка «Приключения Бибигона» вышла в 1945 году, но и её не миновала суровая критика. «Бибигона» публиковали на страницах детского журнала «Мурзилка», читали по Всесоюзному радио, после чего в газете «Правда» вышла статья под авторством С. Крушинского, в которой он призывал редакцию журнала «Мурзилка» быть разборчивее в своих публикациях.
После забавного «Бибигона», названного тем же Крушинским «явным бредом» Чуковский не написал ни одной детской сказки в стихах. Но его работа, и не только в в области детской литературы, продолжалась и была весьма плодотворна.
Возвращаясь к концу 20-х годов, хочется напомнить, что именно Чуковский стал исследовать детский язык, выпустив в 1928 году книгу «Маленькие дети», известную читателям под названием «От двух до пяти». А как лингвист в 1962 году Чуковский написал прекрасную и остроумную книгу о русском языке «Живой как жизнь». Можно сказать, что это название как нельзя лучше соотносится с многообразным, живым, ярким и талантливым творчеством Чуковского.