Речь в статье пойдёт о детях с нормальным интеллектом, без задержек в развитии. Почему же у детей возникает неуспеваемость по разным предметам, прежде всего, по математике, русскому языку, чтению уже в начальной школе?
1. Наличие логопедических проблем.
У детей выявляют нарушение фонематического слуха, дислексию, дисграфию, дискалькулию и другие логопедические проблемы. Чем раньше выявлены логопедические проблемы у ребенка, тем проще с ними справиться. Данный вид нарушений обязательно должен корректироваться специалистом-логопедом. Как это проявляется? Дети пишут буквы и цифры зеркально, пропускают буквы в словах, не могут без ошибок списать текст, не могут запомнить таблицу умножения и т.д. Родители вначале занимаются с детьми сами, потом обращаются к репетиторам, но результата практически нет. Поэтому очень важно обратиться к логопеду ещё в старшем дошкольном возрасте, и начать решать проблему плохих школьных оценок ещё до её появления.
Детей с логопедическими проблемами в школах немало, требуется много усилий со стороны родителей и ребёнка, чтобы справиться с ними. Но важно помнить, что ребёнок не виноват, дело не в том, что ребенок «тупой» и не хочет учиться, дело в том, что он просто не может выполнить задание правильно и ему надо помочь! Лично знаю взрослых людей со светлой головой, которые очень хороши в математике, но при этом настолько же плохи в русском языке. Это не помешало им сделать карьеру и стать успешными людьми!
2. Медлительность ребенка.
Обучение в школе ориентируется на среднего ученика, медлительные дети не успевают усваивать материал. Да, они всё делают медленно, но основательно. В результате на контрольных работах не успевают за 40-45 минут выполнить задания, получают плохие оценки. Дело в типе темперамента. Как же помочь ребёнку? Обязательно заниматься с ним дома дополнительно, чтобы ребенок понял новый материал, изученный на уроке. Тренироваться делать типовые задания перед контрольной работой. Со временем ребенок войдёт в учебный ритм, главное, чтобы за это время не накопился критический уровень незнания материала. Потому что всё новое базируется на уже изученном. Если четвероклассник не усвоил умножение в столбик на однозначное число, то не усвоит и умножение на многозначные числа, не усвоит деление в столбик, не сможет решать задачи…
3. Торопливость ребенка.
Помимо медлительных детей, есть дети, обладающие быстрым умом. Они сразу видят, как решается учебная задача, торопятся написать решение быстрее, пропускают промежуточные шаги, а в итоге получают неудовлетворительную оценку. Почему? Потому что в процессе делают много ошибок. Например, решая математическую задачу, неправильно сосчитают ответ, или, невнимательно прочитав задание, выполнят его, а окажется, что требовалось сделать совершенно другое и т.д. Таких детей надо приучать к порядку и организованности. Требовать выполнения определенных алгоритмов при выполнении заданий, не пропуская промежуточные шаги. Например, прежде чем выполнять деление столбиком, нужно выяснить, сколько цифр будет в частном. При решении задачи требовать рисунок к задаче или составление условия, а не сразу записывать решение. Со временем сформируется привычка, которая позволит улучшить оценки.
4. Недостаточное развитие психических процессов.
Современные родители много занимаются с детьми ещё до школы. Однако может возникнуть ситуация, когда у ребёнка-первоклассника по сравнению с другими детьми недостаточно сформирован какой-нибудь психический процесс, например, внимание, память, речь и т.д. Это может быть связано с возрастом, если ребенок рано идёт в школу, с 6,5 лет, может быть связано с другими причинами. Тестирование на развитие психических процессов, говорящих о готовности ребёнка к школе, проводит психолог. Он же при наличии проблем у дошкольника поможет их решить. Также в свободном доступе в сети можно найти много методик для развития внимания, памяти, речи, мышления малышей. Но заниматься нужно не под принуждением, а только если ребенку самому интересно!
5. Пропуски занятий по объективным причинам (по болезни, из-за участия в соревнованиях, по другим причинам).
Может возникнуть ситуация, когда ребенок, пропустив занятия, отстал по какой-нибудь ключевой теме, которая является основой для изучения более сложного материала. И вроде с родителями дома разобрался, но не до конца. Появляются проблемы. Постепенно начинают ухудшаться оценки. Здесь необходима помощь учителя. Родители, к сожалению, не всегда могут методически грамотно донести до ребёнка новый материал, даже материал начальной школы. Если вовремя заметить проблему, возможно, достаточно будет всего пары занятий, чтобы улучшить школьные оценки и поднять самооценку ребёнка (что очень важно!).
Будьте внимательны к своим детям, будьте всегда на их стороне!
А у вас были проблемы со школьными оценками в начальной школе? Какова была их причина? Давайте обсудим.
Подписывайтесь на канал, и вы узнаете ещё много полезного и интересного.
С уважением, ваша Анфиска