Найти тему
Айда!

"Злой Кургинян подменил Шукшина"

Сцена из спектакля «Жду любви». Фото с сайта театра «На досках».

Шукшина на сцене много. Но такого, как в московском театре «На досках» Кургиняна – больше нет. Это точно.

Шукшин на сцене - это обычно яркие краски, юмор с толикой грусти, нежность, это словно музыка небольшого духового оркестра в городском саду, хотя действие может происходить в деревне. А вот в театре «На досках» это много черного цвета, протяжное звучание виолончели, хотя играет гармошка. И тихое смиренное отчаяние.

Спектакль «Жду любви» Кургиняна это четыре новеллы по Шукшину о людях, которые не знают, что делать с жизнью. Она идет, а счастья нет. Счастье – это любовь, которая героям почему-то не дается. Может она и была, но потом так незаметно исчезла, что теперь и не поймешь, что это вообще было… Мужчины отдельно. Женщины отдельно. После притяжения, их разносит так, что больше друг друга им не найти. И что обидно. Люди-то все неплохие, работящие, а если вдруг женатики пускаются в романтические приключения, то даже не охоты ради. Просто, вроде, все так делают.

У нас иные женщины мусор не вынесут, если губы не накрасят. А тут актеры играют без грима. Такую одежду, как на них, можно запросто купить на рынке. Красотой не отличаются. Совершенно обычные мужчины и женщины. Актеры, кстати, непрофессиональные. Не знаю, что делает с ними Кургинян, но играют здорово. Сухо, жестко, но слезу вышибает.

- Это не Шукшин! – с раздражением, разве что не плюясь, шумела в гардеробе после спектакля немолодая женщина. – Я всего Шукшина перечитала и пересмотрела в театрах. Он добрый. А Кургинян – злой. Он свои политические взгляды за «наше все» выдает.

Кургинян, кстати, перед спектаклем выступил перед публикой и сказал, что Шукшин ни много ни мало, а предчувствовал распад Советского Союза. И он, Кургинян, в своем спектакле хочет понять, что зрело в людях такое страшно важное, сделавшее возможным гибель большой страны.

Подход, надо сказать, довольно обидный для широких народных масс. Мы ведь уже, вроде, договорились, что все сдала и продала советская элита. Еще колбасы разных сортов не хватало. Ну а довершил дело Афганистан. В общем, с нас взятки гладки.

Лично у меня нет ответа, что тогда размывало в людях инстинкт самосохранения. Возможно, народ, который на своих плечах вынес войну, индустриализацию просто устал. Возможно, потерял перспективу, не знал, куда двигаться дальше, по-тихому, скучая, загнивал, под водку, танцы-манцы-обжиманцы.

Спектакль трудный. А вот публика не уходила. Хотя многие уходят всегда, с самых замечательных, ярких, легких спектаклей. Тут же сидят, как пригвожденные. Много молодежи. И ведь тоже глаз не отрывает. Может, себя увидела?