Вот представьте себе, 1920-е, разгар НЭПа, муж дарит и жене (работнице, активистке рабочего движения), и любовнице (конторской служащей из бывших) по отрезу тонкого бельевого батиста на сорочки, каждой. Что же кроется за этими подарками?
В честь приближающегося праздника 8 Марта продолжаем разбирать, что носят книжные героини 1920-х, на примере повести Александры Коллонтай "Василиса Малыгина". Первая часть (костюм работницы) здесь. Вторая часть ("помадный" костюм) тут. А сегодня - третья часть, дело о голубом шёлке. Итак, муж Владимир дарит жене Василисе шелк и батист:
"В спальне на постели разложен отрез голубого шелка, а рядом белый батист.
-- Это тебе голубой шелк на платье... Принарядись, голубонька моя. Серо-голубое к тебе пойдет. А это батист, на сорочки.
-- На сорочки? Ну и Володька, что выдумал, -- смеется Вася. -- Этакую материю на сорочки?
-- Самая что ни на есть бельевая, дамский батист, тонкий... Не все же тебе власяницы твои жесткие носить, будто пузырем тебя раздувает.
-- Нет, уж я лучше блузки себе сделаю..."
Мы видим, что Василиса не понимает предназначение бельевого батиста. По ней, раз уж материя красивая, то она не должна быть скрыта.
Чуть позже, обнаружив в книжном шкафу мужа второй аналогичный комплект, только еще и с мотками кружев в придачу, Василиса чует неладное. Откуда муж знает, что такое дамская бельевая материя, этот тонкий батист, если она сама впервые о таком слышит? Никак есть кто-то, кто такое белье носит! Да и сам факт наличия спрятанного пакета с дублем подарка... Вскоре всё открывается.
Владимир действительно живет на два дома, и покупая жене шёлк и батист, покупает такие же отрезы и любовнице. Да, он любит Василису как товарища по боевым революционным годам, но не более. Как женщина его более привлекает Нина Константиновна. Александра Коллонтай в своей прозе исследует границы дозволенного в личной жизни. Что есть измена, где заканчивается любовь, и какой разной эта любовь бывает. Для этого лучше прочесть саму повесть, а мы пока разберем дамское нижнее бельё 1920-х.
Василиса все эти годы носила "власяницы" - как иронично зовет их муж - то есть сорочки из грубой льняной ткани, и это ее устраивало. Сорочка, или дневная рубашка, надевалась на панталоны (вот был ли лиф у работницы - это вопрос сложный, вероятно, не было) и служила посредником между телом и платьем. Итак, сорочку носили, чтоб платье не пачкалось от контакта с телом, а так же чтоб тело не пачкалось от контакта с внешним миром. Заметим, города начала ХХ века были местом небезопасным с точки зрения грязи и заразы. И сорочка создавала дополнительный барьер. Платья же этого времени стирали очень редко, и сорочки защищали их от пота. Грубые льняные сорочки Васи "раздувались пузырём" или стояли колом. Но под рабочей юбкой, вероятно, этого заметно не было. Тут же Владимир явно хочет, чтоб жена оделась в шёлк. А к шёлку, конечно, подойдет только батист.
Под узкие прямые платья "шемиз" действительно надевали белье и сорочки подходящего кроя. И Нина Константиновна, совершенно точно, именно такое белье и носит. Скорее всего, лифчик в ее гардеробе тоже имеется. Вероятно, даже имеется и корсет, но не жесткий, а более мягкий, образца 1910-х годов.
Итак, Владимр хочет, чтоб Василиса переняла хоть часть той женственности, которой обладает Нина Константиновна. Он не собирается расходиться с женой и прилагает все возможные усилия, чтоб обтесать Васю, приучить ее к хорошей одежде, театру и обществу управленцев. Он даже пытается оттолкнуть от себя Нину. Но сердцу, как говорится. не прикажешь...
Становится ясно и предназначение мотка кружев. Нина Константиновна - опытная модница, и знает, что и как ими украшать. А вот с Василисой сложнее: она сперва должна еще освоиться с бельевым батистом - а уж потом переходить к кружевам. Вероятно, об этом подумал Владимир, когда закупал ткани своим женщинам...
В следующий раз подробно поговорим про образы НЭПманов и модное платье Нины Константиновны в повести "Василиса Малыгина". Подписывайтесь на мой канал, чтоб ничего не пропустить!