Одно из лучших сочинений Прокофьева - балет "Ромео и Джульетта" сыграл огромную роль в истории мировой хореографической культуры, будучи первым спектаклем, средствами музыки и танца полноценно воплотившим шекспировскую трагедию. Своим балетом Прокофьев поднял уровень балетной музыки на такую ступень, которой после Чайковского и Стравинского она не достигала.
16 мая 1935 года Прокофьев собственноручно записал подробный план большого сценического сочинения, над которым работал потом всё лето в Поленове. В составлении этого плана принял участие давний товарищ по Шахматному собранию театральный режиссёр Сергей Радлов.
Это был грандиозный балет, продолжавший традиции большого танцевального зрелища, шедшего на императорской сцене со второй половины 19-го века. Многоактный балет Прокофьева - драма стихийных, крупно выписанных чувств. Любовь, ревность, соперничество, невинность, вероломство, духовное совершенствование любящих, торжество их всеохватного чувства над смертью переполняют страницы трагедии и прокофьевской партитуры.
В 1938 году дирекция Кировского театра предложила Леониду Лавровскому ознакомиться с уже законченным клавиром балета «Ромео и Джульетта», написанного Прокофьевым. Из воспоминаний самого балетмейстера, это предложение он встретил с огромным волнением и процитировал слова Виктора Гюго: «Шекспир — это жизнь и смерть, холод и жар, ангел и демон, земля и небо, мелодия и гармония, дух и плоть, великое и малое… но всегда истина».
Вот как Лавровский описывал одну из сцен спектакля:
"В сцене последней встречи Ромео и Джульетты восходит солнце, поёт жаворонок, напоминающий о наступлении утра и о том, что Ромео должен покинуть Верону, расстаться с Джульеттой. Но в музыке Прокофьева мы не слышим никакого намёка на утро, на нежный пробуждающий день. В оркестре звучит бас, кларнет и фагот, которые отнюдь не передают пение жаворонка. Репетиция "пошла", когда артистам удалось увидеть сцену "глазами Прокофьева", они поняли, что композитору важно было обрисовать не "утро" и не "жаворонка", а ощущение тревоги, горечи, любви и боли разлуки".
Первой исполнительницей роли Джульетты стала великая Галина Уланова. Ее пробег к патеру Лоренцо потрясал зрителей и стал одной из легенд отечественного балета.
Роль Улановой в судьбе ленинградского спектакля трудно переоценить, но и для самой артистки образ Джульетты стал едва ли не вершиной ее творческой судьбы.
Балет "Ромео и Джульетта"
Валерий Гергиев / Оркестр Мариинского театра
Режиссер/Хореограф: Леонид Лавровский
Исполнители:
Джульетта – Диана Вишнёва
Ромео – Владимир Шкляров
Тибальд – Илья Кузнецов
Меркуцио – Александр Сергеев