Найти в Дзене
Astra Militarum 2.0

Битва за Дамаск 2013-2018 гг. От поражений - к новой жизни

ДИСКЛЕЙМЕР

Данная публикация носит исключительно информационно-развлекательный характер. Мы не призываем читателей к незаконной на территории Российской Федерации деятельности и не преследуем цели оскорбить чьи-либо чувства. Все данные взяты из открытых источников. Организации "Исламское государство" "Аль-Каида", "Братья-мусульмане", "Джебхат ан-Нусра" и некоторые другие запрещены на территории РФ. С полным списком можно ознакомиться здесь.

Сейчас, когда вокруг войны в Сирии столько информационного шума, сообщения о взятии сирийской армией бывшего района палестинских беженцев «Ярмук» могут выглядеть несколько буднично. Да, типа, опять взяли, всех победили. Но будем честны: события последних двух дней – это закономерный итог пятилетней (!) битвы за Дамаск.

Давайте посмотрим на карту, и вам все станет ясно:

В 2013-2015 году положение Башара Асада было настолько плачевным, что вообразить себе, будто этот лидер не повторит судьбу ни Саддама, ни Мубарака, ни Каддафи, было крайне тяжко. После ливийской резни 2011 года на Сирию быстро забили болт – ну, воюют, ну стреляют, западных людей это «не касается». В глазах обывателей Сирия была обречена.

Страну молодой офтальмолог Асад не контролировал практически полностью. Отмечу, что это было еще задолго до того, как в Сирии и Ираке загорелся пожар «всемирного халифата» ИГИЛоидов (поскольку мы на другой площадке – да, запрещенная в России организация).

За 2011-2012 годы боевики «Свободной сирийской армии» в столкновениях (и через дезертирство, конечно) сумели подчинить себе значительную часть провинции Риф Димашк. 15 июля 2012 начались первые кровопролитные бои за Дамаск. Тут уже никакой мирной оппозицией не пахло – зеленые боевики нагло и жестко отжимали уже городские районы. Лидеры боевиков – помимо «Свободной сирийской армии», появилась целая куча группировок типа «Джейш аль-Ислам», «Ахрар аш-Шам», «Джебхат ан-Нусра» и – да-да – ИГИЛ (пока еще как отделение «Аль-Каиды») – призывали сегодня-завтра собрать силы и брать штурмом президентский дворец Асада.

С 2013 года бои несколько сходили на нет – то в силу инцидентов с химическим оружием (тогда оно еще у Сирии было), то в силу повального истощения как сирийской армии, так и боевиков. В итоге пиковая ситуация, с которым пришлось дальше разбираться Дамаску, была следующей: вокруг города находилось ПЯТЬ крупных анклавов оппозиции, каждый из которых имел свои ключи к Дамаску. Из любого из этих районов в любой момент могло начаться наступление – причем, неважно, откуда: как только движ начнется в одной части фронта, следом за ним по цепной реакции вспыхнут все пять направлений главного удара.

-2

Первый анклав - это набившая всем оскомину Восточная Гута. Этот анклав был значительно больше того куска наджаса, который оставался в 2018 году. Боевики занимали территорию от Думы вплоть до дамасского аэропорта, и имели связь со своими сородичами из Восточного Каламуна. Короче, разветвление было глобальным. Ключом к Дамаску здесь был район Джобар - некогда еврейское поселение, ставшее районом Дамаска.

С противоположной стороны трассы на аэропорт Дамаска находился южный анклав, включавший в себя значительные поселения и пригороды – в частности, Хаджар аль Асвад («Черный Камень»). Здесь ключом к Дамаску для боевиков являлся бывший лагерь палестинских беженцев Ярмук – тогда еще он не был «черным»

Третий анклав имел центр в городе Дарайя и протягивался от самого Дамаска почти до границ с провинцией Эль-Кунейтра. Это был один из наиболее разветвленных и сложных анклавов Западной Гуты. Воротами в Дамаск для этих боевиков служил районы Меззе (рядом с одноименной авиабазой) и Кафр Суса.

Четвертый и пятый анклавы – в Кудсия и Аль-Тале – замыкали кольцо условного окружения Дамаска, по сути закрывая горы Антиливана. Здесь также находилась долина Барада – ключевое место водоснабжения всего Дамаска. На протяжении долгого времени сирийскому правительству приходилось мириться с этим анклавом – поскольку в случае наступления боевики бы лишили Дамаск воды. Что кстати и произошло, когда анклав пал.

А теперь посмотрим на такую карту. Как говорится, найди 10 отличий.

-3

Полный ахтунг у боевиков наступил под самый занавес 2015 года. 25 декабря 2015 года в результате ракетного авиаудара по собранию лидеров оппозиционных группировок в восточном пригороде Дамаска погиб Захран Аллуш - лицо №1 объединений джихадистов, главарь «Джейш аль-Ислам». Весь 2016 год, пока шла битва за Алеппо, анклавы Дамаска практически не трогали, бои ограничивались отдельными взаимными перестрелками. Типичная позиционная война, с поправкой на городские условия.

Гнойник разорвало в первый раз в конце 2016-начале 2017. Именно тогда сильно схуднула в размерах Восточная Гута, пало сопротивление в Дарайе, южном анклаве (за исключением самих южных пригородов Дамаска - Ярмука, Хаджар аль-Асвада, Ялды, Бабилы и Бейт-Сахма) и в долине Барада, сдались и уехали в Идлиб боевики из Кудсия и Аль-Тала. Более того, боевики все же сдали районы Аль-Кабун и Барзе, за которые дрались как остервенелые. Чтобы хоть как-то спастись и удержать такие ценные ошметки былой славы, боевики согласились ввести режим перемирия и режим деэскалации после переговоров в Астане (которые, напомню, от оппозиции вел Мухаммед Аллуш - брательник покойного Захрана).

Все понимали, что долго идиллия продолжаться не может. В декабре 2017 года, пока сирийцы вместе с ВКС РФ добивали боевиков ИГИЛ, армия попутно зачистила границу Дамаска и Кунейтры. С января по май попеременно пали Восточная Гута, Восточный Каламун, а вчера пали Ярмук и Хаджар аль-Асвад.

Сирия останется как государство. Дамаск останется столицей Сирии. Башар Асад остается главой Сирии. Прекрасный урок для тех, кто хочет свергать режимы по всему миру...

Подписывайтесь на официальный канал проекта Astra Militarum в Telegram, чтобы не пропустить новые статьи, а также интересные новости из мира военных конфликтов.