Найти тему
Журнал "Работница"

Изобразительное искусство на страницах журнала «Работница»

В настоящее время мало печатных изданий, которые публикуют обзоры классического и современного изобразительного творчества. «Работница» — одно из старейших печатных изданий, взявшее на себя культурно-просветительские функции. На страницах журнала многие читатели впервые знакомились с шедеврами изобразительного искусства, узнавали имена выдающихся художников, получали информацию о масштабных художественных выставках.

В советское время журнал был одним из самых многотиражных и читаемых в стране, а при малой доступности в те годы книг по искусству даже небольшая по объему журнальная рубрика, освещавшая вопросы изобразительного искусства, имела огромное значение. Известно немало случаев, когда статьи и репродукции, опубликованные в журнале, оказывали влияние на выбор молодыми людьми профессии искусствоведа и художника. Можно привести десятки примеров, когда любители искусства на протяжении ряда лет собирали вырезки иллюстрированных статей по искусству из этого журнала.

Так, в 1937 г. была помещена статья В. Верта о творчестве Рембрандта — выдающегося голландского художника XVII века. Появление статьи было связано с тем, что в это время в московском Музее изобразительных искусств экспонировались произведения мастера. Таким образом, журнал не только знакомил широкого зрителя с выдающимся живописцем, но и на всю страну сообщал о важнейшем культурном событии.

В другом номере за тот же год очередная статья В. Верта посвящалась памяти русского живописца В. Сурикова. Редколлегия журнала не могла не считаться с линией партии, поэтому в следующем выпуске поместила идеологизированную статью на тему «Женская доля в царской России по произведениям русских художников». В предвоенные годы материалы по вопросам изобразительного искусства на страницах «Работницы» были немногочисленными, но довольно обширными. Как правило, они являлись информационно очень насыщенными.

-2

Во время Великой Отечественной войны статьи по изобразительному искусству не печатались, а текстовое содержание журнала в основном составляли историко-политические материалы и литературно-художественные произведения, призванные поднимать боевой и патриотический дух читателей. Однако по-прежнему публиковались репродукции картин и скульптур, рисунки и фотографии: «Ледовое побоище» К. Горбунова, «Ленин среди красногвардейцев в Смольном в октябре 1917 года» А. Хвостенко, рисунок «Советские патриотки ведут пленных гитлеровцев» Г. Балашова. Характерной особенностью журнала послевоенного периода явилось то, что материалы по искусству в большинстве случаев приурочивались к важным событиям.

Например, ряд статей и обзоров был посвящен масштабным показам современного искусства в Москве: Всесоюзной художественной выставке; выставке книги, графики и плаката, открытой в залах Академии художеств СССР;

выставке произведений художников краев, областей и автономных республик РСФСР. В одном из номеров «Работницы» за 1950 г. в разделе «Календарь знаменательных дат» рядом были помещены заметки по случаю 70-летия со дня открытия памятника А. Пушкину в Москве и 185-летия государственного Эрмитажа.

-3

Не оставляла без внимания редакция и так называемые круглые даты, связанные с рождением или уходом из жизни известных русских художников — И. Репина, В. Сурикова, В. Васнецова и др. С развитием технических возможностей журнал становился все красочнее — сначала цветными были только обложки, а затем изображения в середине номера. Они печатались на вклейках из более плотной бумаги. Таких вклеек было не более двух в одном номере. В определенный период на них чаще всего размещались портреты вождей — Ленина и Сталина. В начале 1950-х гг. «Работница» из черно-белого издания превратилась в цветное.

С течением времени возникла потребность вводить в структуру журнала специальные разделы, посвященные изобразительному искусству. Таким образом, оформился переход от публикаций «по случаю» к логически выстроен-ной совокупности статей и материалов по изобразительному искусству, призванных заинтересовать читателей и расширить их знания.

В 1970 г. редакция журнала заявила о нововведении: «С первого номера мы начинаем печатать репродукции картин лучших русских художников прошлого и нынешнего веков. Каждую репродукцию будет сопровождать маленький рассказ либо об истории создания картины, либо о художнике, а порою рассказ об исторической обстановке, в которой была создана та или иная картина. Таким образом, к концу года вы получите свыше 20 репродукций с текстами».

-4

Новый раздел получил название «Ваша галерея». Примечательно, что наряду с материалами о русских художниках, о которых было заявлено в обращении редакции, «Работница» уделяла внимание и мастерам зарубежного искусства, хотя доля этих публикаций была незначительной.

В первый год существования раздела «Лики красоты» главной его задачей стало знакомство читателей с лучшими образцами мирового художественного наследия. В связи с этим вышли в свет статьи о Нефертити, Джоконде, полотнах Рафаэля, Тициана, Франса Хальса и другихвыдающихся мастеров.

С творчеством современных художников читатели могли ознакомиться благодаря разделу «Автограф для работницы», который обычно помещался на четвертой странице обложки и обязательно сопровождался воспроизведением работ и автографом автора. Среди представленных в разделе художников были не только живописцы и графики, но также скульпторы, декораторы, мастера народного и декоративно-прикладного искусства.

-5

Наиболее продолжающимся стал раздел «Портреты и люди». Суть его заключалось в рассказе об изобра- женном на портрете человеке (как правило, женщине) и создателе картины.

В разное время на страницах «Работницы» были опубликованы портреты жены декабриста Марии Волконской, партизанки Лиды Осмоловской, артистки Ангелины Степановой, акварельный портрет Долли Фикельмон, дочери знаменитого живописца В.И. Репиной и др.

В период «перестройки» круг художников на страницах журнала заметно расширился. К середине 1989 г. появился новый раздел — «По обе стороны холста», в котором помимо статей, посвященных известным мастерам искусств, появились публикации о современных художниках и «открытия» новых имен.

Особенностью материалов по изобразительному искусству последнего десятилетия стала их новая подача. Коммерческая ориентация современных периодических изданий, высокий уровень конкуренции между ними поставили перед «Работницей» другие задачи.

-6

В результате на смену просветительской направленности статей по искусству пришла развлекательная. Публикации о художниках также поменяли свой характер: теперь они стали содержать информацию главным образом об их личной жизни, а не о творчестве.

Несмотря на то что всплеск интереса к публикациям, посвященным изобразительному искусству, остался в прошлом, хочется верить, что издание еще вернет себе силу, опираясь на лучшие традиции советской эпохи, а читательская аудитория журнала окрепнет и увеличится.

Автор: А.А. САВЕЛЬЕВА

Больше интересного на официальном сайте журнала "РАБОТНИЦА"

Делитесь нашими материалами в социальных сетях!

Ждем Ваших комментариев! Подписывайтесь на наш канал!