В настоящее время мало печатных изданий, которые публикуют обзоры классического и современного изобразительного творчества. «Работница» — одно из старейших печатных изданий, взявшее на себя культурно-просветительские функции. На страницах журнала многие читатели впервые знакомились с шедеврами изобразительного искусства, узнавали имена выдающихся художников, получали информацию о масштабных художественных выставках.
В советское время журнал был одним из самых многотиражных и читаемых в стране, а при малой доступности в те годы книг по искусству даже небольшая по объему журнальная рубрика, освещавшая вопросы изобразительного искусства, имела огромное значение. Известно немало случаев, когда статьи и репродукции, опубликованные в журнале, оказывали влияние на выбор молодыми людьми профессии искусствоведа и художника. Можно привести десятки примеров, когда любители искусства на протяжении ряда лет собирали вырезки иллюстрированных статей по искусству из этого журнала.
Так, в 1937 г. была помещена статья В. Верта о творчестве Рембрандта — выдающегося голландского художника XVII века. Появление статьи было связано с тем, что в это время в московском Музее изобразительных искусств экспонировались произведения мастера. Таким образом, журнал не только знакомил широкого зрителя с выдающимся живописцем, но и на всю страну сообщал о важнейшем культурном событии.
В другом номере за тот же год очередная статья В. Верта посвящалась памяти русского живописца В. Сурикова. Редколлегия журнала не могла не считаться с линией партии, поэтому в следующем выпуске поместила идеологизированную статью на тему «Женская доля в царской России по произведениям русских художников». В предвоенные годы материалы по вопросам изобразительного искусства на страницах «Работницы» были немногочисленными, но довольно обширными. Как правило, они являлись информационно очень насыщенными.
Во время Великой Отечественной войны статьи по изобразительному искусству не печатались, а текстовое содержание журнала в основном составляли историко-политические материалы и литературно-художественные произведения, призванные поднимать боевой и патриотический дух читателей. Однако по-прежнему публиковались репродукции картин и скульптур, рисунки и фотографии: «Ледовое побоище» К. Горбунова, «Ленин среди красногвардейцев в Смольном в октябре 1917 года» А. Хвостенко, рисунок «Советские патриотки ведут пленных гитлеровцев» Г. Балашова. Характерной особенностью журнала послевоенного периода явилось то, что материалы по искусству в большинстве случаев приурочивались к важным событиям.
Например, ряд статей и обзоров был посвящен масштабным показам современного искусства в Москве: Всесоюзной художественной выставке; выставке книги, графики и плаката, открытой в залах Академии художеств СССР;
выставке произведений художников краев, областей и автономных республик РСФСР. В одном из номеров «Работницы» за 1950 г. в разделе «Календарь знаменательных дат» рядом были помещены заметки по случаю 70-летия со дня открытия памятника А. Пушкину в Москве и 185-летия государственного Эрмитажа.
Не оставляла без внимания редакция и так называемые круглые даты, связанные с рождением или уходом из жизни известных русских художников — И. Репина, В. Сурикова, В. Васнецова и др. С развитием технических возможностей журнал становился все красочнее — сначала цветными были только обложки, а затем изображения в середине номера. Они печатались на вклейках из более плотной бумаги. Таких вклеек было не более двух в одном номере. В определенный период на них чаще всего размещались портреты вождей — Ленина и Сталина. В начале 1950-х гг. «Работница» из черно-белого издания превратилась в цветное.
С течением времени возникла потребность вводить в структуру журнала специальные разделы, посвященные изобразительному искусству. Таким образом, оформился переход от публикаций «по случаю» к логически выстроен-ной совокупности статей и материалов по изобразительному искусству, призванных заинтересовать читателей и расширить их знания.
В 1970 г. редакция журнала заявила о нововведении: «С первого номера мы начинаем печатать репродукции картин лучших русских художников прошлого и нынешнего веков. Каждую репродукцию будет сопровождать маленький рассказ либо об истории создания картины, либо о художнике, а порою рассказ об исторической обстановке, в которой была создана та или иная картина. Таким образом, к концу года вы получите свыше 20 репродукций с текстами».
Новый раздел получил название «Ваша галерея». Примечательно, что наряду с материалами о русских художниках, о которых было заявлено в обращении редакции, «Работница» уделяла внимание и мастерам зарубежного искусства, хотя доля этих публикаций была незначительной.
В первый год существования раздела «Лики красоты» главной его задачей стало знакомство читателей с лучшими образцами мирового художественного наследия. В связи с этим вышли в свет статьи о Нефертити, Джоконде, полотнах Рафаэля, Тициана, Франса Хальса и другихвыдающихся мастеров.
С творчеством современных художников читатели могли ознакомиться благодаря разделу «Автограф для работницы», который обычно помещался на четвертой странице обложки и обязательно сопровождался воспроизведением работ и автографом автора. Среди представленных в разделе художников были не только живописцы и графики, но также скульпторы, декораторы, мастера народного и декоративно-прикладного искусства.
Наиболее продолжающимся стал раздел «Портреты и люди». Суть его заключалось в рассказе об изобра- женном на портрете человеке (как правило, женщине) и создателе картины.
В разное время на страницах «Работницы» были опубликованы портреты жены декабриста Марии Волконской, партизанки Лиды Осмоловской, артистки Ангелины Степановой, акварельный портрет Долли Фикельмон, дочери знаменитого живописца В.И. Репиной и др.
В период «перестройки» круг художников на страницах журнала заметно расширился. К середине 1989 г. появился новый раздел — «По обе стороны холста», в котором помимо статей, посвященных известным мастерам искусств, появились публикации о современных художниках и «открытия» новых имен.
Особенностью материалов по изобразительному искусству последнего десятилетия стала их новая подача. Коммерческая ориентация современных периодических изданий, высокий уровень конкуренции между ними поставили перед «Работницей» другие задачи.
В результате на смену просветительской направленности статей по искусству пришла развлекательная. Публикации о художниках также поменяли свой характер: теперь они стали содержать информацию главным образом об их личной жизни, а не о творчестве.
Несмотря на то что всплеск интереса к публикациям, посвященным изобразительному искусству, остался в прошлом, хочется верить, что издание еще вернет себе силу, опираясь на лучшие традиции советской эпохи, а читательская аудитория журнала окрепнет и увеличится.
Автор: А.А. САВЕЛЬЕВА
Больше интересного на официальном сайте журнала "РАБОТНИЦА"
Делитесь нашими материалами в социальных сетях!
Ждем Ваших комментариев! Подписывайтесь на наш канал!