Найти в Дзене

Подводный дом на Тарханкуте — «Ихтиандр-66»

На Тарханкуте есть необычный памятник: на берегу лежат, смыкаясь углами, три квадратных плиты «в шашечку». Между ними — камень с полустершейся надписью «Ихтиандр». Есть и гранитная табличка с текстом, но, видимо, не все туристы удосуживаются прочитать его.Большинство, увидев слово на камне, делают вывод, что памятник установлен в честь съемок «Человека-амфибии». Однако знаменитый фильм снимали не здесь.
На Тарханкуте же 45 лет назад, в августе 1966-го, происходили иные, не менее фантастические события. Информация о подводных исследованиях во Франции и Америке просочилась в СССР и взбудоражила многие умы. Но если в Америке и Франции разработкой таких проектов занимались государственные организации и ученые с мировым именем, и на это тратились миллионы долларов, то у нас за дело первыми взялись простые смертные — донецкие инженеры, геологи и врачи из клуба подводного плавания «Ихтиандр».
В марте 1966-го на очередном заседании клуба один из его участников, Георгий Тунин, предложил сде

На Тарханкуте есть необычный памятник: на берегу лежат, смыкаясь углами, три квадратных плиты «в шашечку». Между ними — камень с полустершейся надписью «Ихтиандр».

Есть и гранитная табличка с текстом, но, видимо, не все туристы удосуживаются прочитать его.Большинство, увидев слово на камне, делают вывод, что памятник установлен в честь съемок «Человека-амфибии». Однако знаменитый фильм снимали не здесь.
На Тарханкуте же 45 лет назад, в августе 1966-го, происходили иные, не менее фантастические события.

Информация о подводных исследованиях во Франции и Америке просочилась в СССР и взбудоражила многие умы. Но если в Америке и Франции разработкой таких проектов занимались государственные организации и ученые с мировым именем, и на это тратились миллионы долларов, то у нас за дело первыми взялись простые смертные — донецкие инженеры, геологи и врачи из клуба подводного плавания «Ихтиандр».
В марте 1966-го на очередном заседании клуба один из его участников, Георгий Тунин, предложил сделать подводный дом своими руками.
Смелое предложение приняли, назвав проект «Ихтиандр-66». Начинали с нуля. Многие члены клуба были сотрудниками Института горной механики и технической кибернетики.
Директор института разрешил использовать металлолом и предоставил рабочую площадку под строительство «специальной камеры для тренировок процесса дыхания». Правда, с металлоломом в итоге повезло — в этом качестве оказались трехмиллиметровые стальные листы. Из них и построили небольшой домик: согнули листы так, что получились сфера вверху, вертикальные стенки, горизонтальный пол и вход снизу — этакий перевернутый стакан.
Компрессор, наполняющий баллоны водолазов сжатым воздухом, нашли в аэропорту, он был уже давно списан и считался безнадежно сломанным.
Однако его смогли отремонтировать, и он прослужил своим новым хозяевам несколько лет.
Электростанция тоже была из списанных, моторную лодку сделали из обычной. В общем, как сказал потом кто-то из ихтиандровцев, «сначала были только груда ржавого металла и нержавеющий энтузиазм».

В июле 1966 г. сам дом, а также все необходимое оборудование в двух железнодорожных вагонах отправили в Евпаторию, а оттуда на Тарханкут (это место выбрали из-за его пустынности).
Следом из Донецка вылетели участники эксперимента. Сотня поселенцев разбила на Тарханкуте целый палаточный городок.
В его центре натянули для тени купол парашюта — получилась Парашютная площадь.
От нее шли две палаточные улицы — Холостяцкая и Семейная.
Были еще в городке Компрессорный проспект — там трудились инженеры, и Эскулаповы выселки — там сосредоточились медики

5 августа белый домик с надписью на боку «Ихтиандр-66» перенесли на берег моря. 19 августа его опустили на морское дно, используя в качестве балласта 5 полуторатонных бетонных блоков. Но вскоре начался шторм, ливень, бетонные блоки сорвало и разбросало по всей бухте. После непогоды, бушевавшей три дня, многие покинули лагерь, но оставшиеся смогли поднять со дна бухты балласт и продолжили работу. Дом отбуксировали к месту погружения, причем 2 часа тянули его на веслах: лодочный мотор отказал. 23 августа «Ихтиандр-66» наконец оказался на 11-метровой глубине. Первым его обитателем стал руководитель донецкого клуба хирург Александр Хаес. Сутки он прожил на дне один (а всего провел в подводном доме трое суток), затем компанию ему составил москвич Дмитрий Галактионов, а его сменил донецкий шахтер Юрий Советов. И ТАСС с гордостью сообщил всему миру о первых акванавтах СССР.

Экспериментом заинтересовались не только журналисты, но и военные, крупные ученые, сотрудники конструкторских бюро, работавших на космос. Через год, в августе 1967-го, под воду опустился «Ихтиандр-67». На этот раз подводный дом установили в бухте Ласпи на глубине 12 метров, и просуществовал он не три дня, а две недели.

Первые в СССР женщины-акванавты — участницы проекта «Ихтиандр-67» Мария Барац и Галина Гусева

—---------------------—
Дайвинг на Тарханкуте
http://diveevpa.ru/

С нами интересно и безопасно!

#diveevpa #дайвинг #дайвингвкрыму #симферополь #феодосия #Евпатория#коктебель #Крым #севастополь #Тарханкут
#дайвинг #ДайвингТарханкут #тарханкут #крым #КудаПоехатьМайские#ДайвингКрым #евпатория #флагман #flagmandive