(2018, Россия)
Хорошо, что Юрий Быков с первых же минут "Завода" даёт понять, что снял не реалистичную, а фантастическую историю. Чем и отмёл большинство дальнейших к нему вопросов.
Итак, едва лишь мы налюбуемся на логотипы киностудий, как нас тут же с головой окунают в рабочую обстановку какого-то условного "Мухосрансквагонзавода". Настолько суровую, что все тутошние мужики в промасленных робах говорят... практически литературным языком, не допуская в своей речи даже тех ругательств, которые нынче "легализованы" во всех словарях. Хотя, правильнее сказать, что говорят они на "русском кастрированном", но это уже не упрек, а банальная констатация факта. Я редко смотрю отечественные фильмы и плоховато знаю тему, но поправьте меня, если ошибаюсь: речь героев подавляющего большинства нынешних российских фильмов и сериалов давно скукожилась до обычного, почти технического обмена информацией. И уже не рожает цитат, которые улетали бы "в народ" и жили потом в современном языке сами по себе, в отрыве от первоисточника.
Ну ладно, так что же столь животрепещущее обсуждают у себя в бытовке без мата (!) местные фантастически культурные трудяги? Да вот приезжал к ним намедни хозяин, олигарх Калугин, и сказал, что завод уже нерентабелен и что его вскорости закроют. При том, что зарплату мужикам и так не платят уже чёрт-те сколько, и на кой хрен они собираются тут каждое утро и гнут на станках арматуру - поди спроси.
Однако, слово за слово, и в итоге мужики договорились до того, что один из них, одноглазый бывший спецназёр по кличке Седой (странно, почему не Кривой) предложил: "Слышь, а давайте тупо возьмем Калугина в заложники и потребуем за него выкуп в размере энной кучки денег? Чего такого-то, а?". Мужики, конечно, сначала заартачились, но, посмотрев дома в глаза голодным детям, больным матерям и гулящим жёнам, решили: а, давай! И правда, фигли нам, пролетариату, терять кроме своих цепей, свободы, семей, квартир, огородов, кредитов, телевизора по вечерам, охот-рыбалок по выходным и шашлыков по праздникам!
Сказано - сделано. И вот, благодаря затесавшемуся в их ряды, запасливому "пацану из 90-х", они заполучили на халяву аж два автомата с боекомплектом, ружейный обрез и ПМ, не считая имеющихся у некоторых, легальной двустволки и "Сайги". После чего банда вышла в поле, тормознула внедорожник олигарха, взяла его за шкирку и притащила... хм... на родной завод? Так точно. То есть не куда-то в деревенскую глушь или на чью-то дачу, а туда, где похитителей могла незаметно окружить целая рота спецназа, даром что сам кривой Седой чётко видел своим единственным глазом: вшестером им оборону завода явно не удержать. Тем более, что настоящих вояк среди них было и того меньше.
Впрочем, я запамятовал - кино же фантастическое, поэтому с его сюжетной логики и взятки гладки.
Других фантастических допущений в сюжете тоже хватает. Как вам, например, драка на кулачках между съехавшимися на этот "банкет" братками из ЧОПа и собровцами? Начинается она с того, что чоповец бьёт морду... прокурору. Буднично так, почти рутинно, зато с оттяжечкой, на что прямо любо-дорого посмотреть. После чего топчущиеся рядом бойцы СОБР берутся чоповца оттаскивать и мутузить в ответ. За что другие чоповцы вкупаются за братана и с гиканьем набрасываются на этих "рефери". И тогда весь взвод СОБРа кладёт автоматы на землю (!) и кидается в драку "стенка на стенку"... А неподалеку от них, напомню, шестеро вооруженных работяг держат в заложниках своего работодателя, о чём все дерущиеся отлично знают. Ну и что это такое, если не махровое славянское фэнтези, разве только без лаптей и косовороток?
А чем не фэнтезийна умилительная вера Седого в то, что затребованные им журналисты снимут о нём репортаж, поднимут шумиху, после чего Калугин уже не сможет просто так закрыть завод и оставить без работы сотню человек? А эти финальные перебранки с истошно орущими друг на друга и мечущимися туда-сюда, главными антагонистами, между которыми, по авторскому замыслу, обнаружилось духовное родство? Почему двум бывшим спецназёрам надо непременно орать и заламывать руки, будто истеричкам из дешевой мелодрамы, хотя до этого они хладнокровно палили друг в друга из всех стволов? Неужто столь же хладнокровный разговор между ними смотрелся бы менее естественно и драматично?
***
В общем, не скажу, что этот фильм откровенно плох или халтурно сделан. Нет, конечно. Всё-таки его снимал не последний человек в российском кино, умеющий толково раскачивать мрачняк и саспенс, да и в постановке боевых сцен тоже кое-что сведущий. Закавыка в том, что все здешние события происходят не в нашей, а в некой параллельной российской реальности. Той, где живут странные люди, творящие странные поступки, а также действуют странные, малопонятные нам законы. Которые Юрий Быков предлагает зрителю или принять по умолчанию и наблюдать за сюжетом через их призму, или не принимать и смотреть "Завод" как очередной театр провинциально-криминального абсурда.
Ну или не смотреть его вовсе, если этот абсурд вдруг встал у вас поперек горла. Хотя спустя месяц проката рейтинги у фильма неплохие и совсем уж неудобоваримым его явно не назовешь.