60-е годы для нашей страны ознаменовались резким подъемом культуры в нашей стране. В это солнечное десятилетие издавались потрясающие романы, писались удивительные стихи, отечественный кинематограф выдавал шедевры мирового уровня художественной ценности. Не отставала и музыка, в 60-е было сочинено, спето и сыграно немало мелодий и песен, которые на слуху и полвека спустя.
Челябинск не отставал от всей страны, в культурном плане переживая десятилетие оптимизма и сбывшихся надежд. В 1961 году мэром Челябинска становится Леонид Ильичев. Его стараниями преобразился центр города, у южноуральской столицы появился свой Бродвей, или сокращенно Брод. Участок от площади Революции до улицы Свободы стал местом прогулок и сборов неформальной молодежи – стиляг. Ильичев добился строительства и открытия в 1967 году дворца спорта «Юность», который использовался и как первоклассный вместительный концертный зал. Принимал зрителей и Дворец культуры железнодорожников, ставший местом сбора и репетиций множества талантливых челябинских музыкантов, о которых с удовольствием рассказывала родившаяся в 1968 году городская газета «Вечерний Челябинск». В южноуральской столице в 60-х появился свой элитный ресторан «Уральские пельмени», где играл настоящий живой оркестр, люди ходили сюда не только вкусно поесть, но и послушать классную музыку.
Как в любом провинциальном городе, культурный тренд и музыкальную моду в Челябинске формировали приезжающие из столицы артисты. Их было много, они были разные. В конце 60-х на город стали высаживаться московские ВИА-десанты из «Веселых ребят», «Голубых гитар» и прочих поп-ансамблей. Но большую часть десятилетия на гастроли на Южный Урал приезжали артисты сольные – эстрадные певцы и певицы, серьезные и настроенные чисто на музыкальное развлечение публики.
Марк Бернес. Выдающийся русский шансонье, которого зрители не просто любили – боготворили! Однозначно певец № 1 в СССР того времени, взять хотя бы тот факт, что в южноуральской столице Бернес выступал на самой большой городской площадке - Центральном стадионе.
Лидия Русланова. Популярнейшая в СССР певица неоднократно бывала и в Челябинске: дважды – в 40-х годах и, переживая свою вторую творческую молодость, в феврале 1964 года. Несмотря на то, что Русланова уже десять лет назад вышла из мест лишения свободы, она до сих пор была под негласным запретом, поэтому южноуральские СМИ не написали об аншлаговом концерте в зале филармонии ни слова. Не менее обидным для по-настоящему народной певицы был и тот факт, что во время гастролей в Челябинске на афише имя выступавшей вместе со звездой Руслановой артистки кино Марины Ладыниной было напечатано крупным шрифтом, а Руслановой — ниже и мелким. Что для того времени, впрочем, было вполне объяснимо: Ладынина была народной артисткой СССР, а Лидия Русланова — лишь заслуженной РСФСР.
Лариса Мондрус. Известная по суперхитам 60-х «Синий лен» и «Гололед» артистка выступала в только что открывшемся дворце спорта «Юность» и собрала аншлаг. Мондрус одна из первых на отечественной эстраде начала пританцовывать во время пения, что тогда, в 1960-х, не одобрялось не только в СССР, но и в США, где СМИ за непристойные движения травили самого Элвиса. А один из концертов Ларисы Мондрус в Москве был отменен из-за того, что певица надела слишком короткое платье. Челябинск, однако, не был пуританским городом, Лариса поразила всех своим голосом, подачей материала и вызвала на Южном Урале настоящий бум мини-юбок.
Вадим Мулерман. Человек, спевший про не играющего в хоккей труса, в городе, где хоккей обожали, просто не мог не собрать полный зал.
Жан Татлян. Армянский джазовый музыкант в 1962 году стал солистом ленинградского эстрадного оркестра и прославился на весь СССР такими хитами как «Уличные фонари», «Осенний свет», «Песенка о капели», «Старая башня» и многими другими. Тиражи пластинок Татляна исчислялись миллионами. В Челябинск пожаловала настоящая суперзвезда!
Иосиф Кобзон. Юный, но уже невероятно популярный Кобзон перед визитом на Южный Урал успел вихрем промчаться по эстрадным конкурсам в Польше, Чехословакии, ГДР и другим странам Восточной Европы. Выступая в стране, где проводился конкурс, певец пел модную песню на родном языке этой страны. И в Челябинск привез целую «иностранную» программу, включая песню на немецком - «Баллада о красной розе», на чешском – «Там, где ветер любит спать», на болгарском – «Луна» и так далее. Ничего подобного ошеломленные южноуральцы никогда не слышали, Иосиф Кобзон произвел в Челябинске определенный фурор.
Гелена Великанова. Ее «Ландыши» в 60-х звучали из каждого «утюга», и наш город не был исключением. Настроенные на легкомысленное развлечение челябинцы с огромным удивлением прослушали не только цветочный хит, но и получили композиции на стихи Цветаевой, Ахматовой, Есенина и Киплинга. Шок от положенной на музыку высокой поэзии сочетался с эффектом от платья Великановой очень смелого фасона и длинных черных перчаток на руках певицы. Девушки южноуральской столицы после этого концерта стали «одеваться под Гелену» и заодно запоем читать стихи Николая Доризо (муж Великановой).
ВИА «Аккорд». Вокальный квартет, раскрученный благодаря гибким пластинкам в журнале «Кругозор» и частому появлению в телевизионных программах, пользовался бешеным успехом среди массовой аудитории и заслуженным уважением среди экспертов. За песни из популярнейших кинофильмов тех лет – «Карнавальная ночь», «Семь стариков и одна девушка», «Дайте жалобную книгу» - тоже отвечал «Аккорд». Петь эта четверка умела как никто другой! Вокальные аранжировки хитов «Аккорда» тех времен «Пингвины» или «Ноктюрн» сейчас, в годы популярности музыки примитивной, кажутся излишне вычурными и накрученными. Но в 60-е сопрано, тенору и баритону певцов и певиц из «Аккорда» подпевала буквально вся страна. Челябинск был горд приездом таких звезд.
ВИО-66. Вокально-инструментальный оркестр был создан композитором Юрием Саульским. Его фишка состояла в подаче вроде бы известного материала из песен советских композиторов, но сделанных в модной западной джазовой аранжировке. Работа на стыке джаза и эстрады, драйвовая концертная подача, сплав профессионалов и молодых музыкантов – все это принесло ВИО-66 успех. В Челябинске массовая аудитория (а не закоренелые ценители джаза) с удовольствием увидели большой джазовый оркестр, включавший в свой состав, кроме обычных групп - саксофонов, труб, тромбонов и ритм-секции, вокальную группу, состоящую из четырех женских и четырех мужских голосов.
ВИА «Новый электрон». Одна из первых советских рок-групп, игравшая стильный сёрф-рок в духе британских The Shadows и The Ventures. На тот момент коллектив Валерия Приказчикова был однозначным законодателем моды среди молодежных ансамблей. «Электрон» (впоследствии «Новый Электрон») стал первым профессиональным ансамблем в СССР, музыканты которого играли на электроинструментах. Появившиеся в это же время ВИА «Веселые ребята», «Романтики», «Голубые гитары» во многом копировали «Электроников». Нашим землякам повезло услышать оригинал!