Кинцуги (яп. 金継ぎ — золотая заплатка), или кинцукурой (яп. 金繕い — золотой ремонт), — японское искусство реставрации керамических изделий с помощью лака, полученного из сока лакового дерева (уруси), смешанного с золотым, серебряным или платиновым порошком. Философская основа искусства кинцуги заключается прежде всего в том, что поломки и трещины неотъемлемы от истории объекта, и поэтому не заслуживают забвения и маскировки.
Философия
Концептуально взгляд кинцуги близок философии ваби-саби и состоит в принятии недостатков и изъянов. Японская эстетика высоко ценит детали, подчёркивающие износ от использования предмета: с такой точки зрения кинцуги выигрывает как с практической стороны, позволяя продолжать использовать вещь после её повреждения, так и с эстетической, выделяя трещины и следы ремонта в контексте продолжения, а не окончания, её жизни.
Кинцуги не только не прячет повреждения, но и выделяет их, явно напоминая о бренности бытия и превратностях судьбы, неотвратимо присутствующих как в прошлом, так и в будущем. Это принятие мучительности существования и сочувствие вещам также известно в Японии под именем моно-но аварэ.
ППсихология
Искусство кинцуги — это отличная метафора, описывающая цели психотерапии. Когда клиенты приходят в терапию, то один из первых вопросов, которые они задают, является вариацией фразы "буду ли я таким как прежде?". Честный ответ: "Нет. Никогда человек не будет прежним. Теперь он будет другим". Благодаря терапии вы становитесь сознательнее. Это делает вас счастливее? Не совсем. Это снижает страдания? В некоторой степени. Клиент и терапевт вместе ищут смысл произошедшего и стараются найти способ склеить душу золотым порошком любви и осознанности. Это работа, которая выполняется в тандеме.
Можно ли переписать прошлое? Нет, но можно взглянуть на него иначе. Методы нарративной терапии позволяют пересматривать события как далекого детства, так и не такого уж далекого прошлого. Нечто нанесшее травму могло быть не так истолковано. Или, к примеру, человек не рассматривал некоторые фигуры и их роли в травматической ситуации. Понимание и принятие произошедшего как неизбежного является точкой, с которой начинается сотворение будущего.
Очень часто в терапию приходят люди, которые имеют схожие повреждения души и я считаю, что это прекрасно, так как позволяет сочувствовать клиенту по-настоящему. Принимать, вынашивать его боль, поддерживать в пути поиска смысла и вместе заниматься искусством кинцуги.