Она не менее разрушительна, чем собственная. Она способна отравить жизнь кому угодно. Она – чужая зависть.
Про то, как усмирить зависть собственную, я писала здесь. С чужой оно так не работает, хотя бы по той причине, что мы не контролируем чувства другого человека.
Казалось бы, ну что здесь плохого? Сидит кто-то в уголочке и завидует молча нашим успехам, отношениям, да хоть – красивым глазам! – это же ерунда, разве нет? Даже где-то приятно, что я вот такая классная, вон, аж завистники нарисовались…
Если бы всё это выглядело именно так – проблем бы не было. Но завистники – это не только злобные статисты. Они – действуют, вот в чём беда.
Главное оружие завистника – обесценивание. Не можешь получить – обесцень, охай, унизь. Как у Крылова в басне про лису и виноград. Попрыгала-попрыгала рыжая за ягодками, не достала и фыркнула: зелен виноград, ну его.
Так и у завистника. Посмотрит-посмотрит он на ваши ми-ми-мишные отношения, на то, как вы с любимым ножки пледом друг другу кутаете и кофеек в постель таскаете, и выдаст:
- Плохой у тебя мужик! Одно слово – тряпка.
И уходит, довольный. А у вас в голове уже засело, что «мужик-тряпка». Источник позже забудется, а в подкорке оно отложится. И отзовётся беспокойством, неудовлетворённостью, тягостными раздумьями на тему ваших – таких ли счастливых? – отношений. А может, вы даже в ближайшую ссору своему замечательному ляпнете, что он из себя представляет, по мнению «общества».
Пример грубоват, но именно так чужая зависть разрушает отношения. Не «негативной энергией», не «тёмными силами», а вполне реально и просто, постепенно, исподволь.
Совсем беда, если завистник – это человек из близкого окружения. С которым ни отношения разорвать не получиться, ни ещё как-то самоустраниться. Он будет капать вам на мозги, пока полностью не удовлетворится за ваш счёт, пока вам не станет так же плохо, как и ему.
Но оружие против чужой зависти есть. Это – жалость.
Все завистники делятся на два типа: амбициозные и не очень. Первые использую зависть, как топливо для своих побед, и всё у них, как правило, складывается очень неплохо. Их можно не опасаться. А вот вторые…
Вторые – люди глубоко несчастные. Это не тот случай, когда «Ух ты, Машка так быстро получила повышение, аж завидно! Пойду и я поступлю на вторую вышку». Нет, они мыслят по-другому.
Да, они тоже позавидуют вашему повышению, но не предпримут никаких телодвижений в сторону улучшения собственной жизни. Нет, они просто напомнят вам, что карьера – ерунда, часики – тикают, а в возрасте 30+ вы уже никому не интересны.
И наоборот: приходит некая МарьВанна и, полюбовавшись на троих ваших детишек, ради которых вы оставили карьеру, снисходительно улыбается и говорит:
- Дети – это так здорово! Жаль, что женщина в бесконечных декретах безвозвратно деградирует, из тебя мог бы получиться специалист. Но, видно, не судьба.
А вы сидите и перевариваете. А потом – чувствуете себя несчастной. Потому что – да, декрет, а людей вон – карьера, у-у-у…
…В такие моменты как-то не приходит в голову, что матери троих детей деградировать некогда: тут у неё уроки, там развивашки, здесь – секции. Дети растут каждый день и каждый день приносят новые открытия – не то, что в скучном офисе у МарьВанны, где она, разумеется, не деградирует, часами сплетничая и перекладывая скрепки. А дома, что характерно, ни мужика, ни канарейки…
Так вот, друзья – жалость. Её, как вампиры солнечного луча, больше всего боятся завистники. Потому что в глубине души и сами понимают: они – ничтожества, эмоциональные импотенты, способные получать удовольствие лишь от чужого расстройства. Так напомните им об этом!
Пожалейте человека, который посоветовал вам бросить любимую работу и найти «нормальную, как у людей». Пожалейте – ему просто завидно, что вы тыкаете в кнопки сидя на диване и получаете за это деньги. Не обижайтесь. Просто посочувствуйте. Вспомните, что у человека 9 классов образования и ему приходится много и тяжело работать за тот же условный бутерброд с маслом, на который вы зарабатываете, просто составляя коротенький обзор на унитазные ёршики. Пожалейте балбеса. Можно – вслух. Бедненький он, бедненький…
Обычно фокус срабатывает с первого раза. Порой даже не обязательно сочувствовать вслух – достаточно снисходительно улыбнуться. Участливо приподнять брови. Да, часики тикают. Как и у вас. Наверное, трудно в 40+ работать старшим помощником младшего менеджера? Не повезло вам, да… Да, МарьВанна, дети – это нечто. А вы бы хоть собачку завели. Страшно небось одной в пустой квартире? Так она хоть завоет, если что. А то у нас так соседку аж через месяц нашли…
И главное – никакой агрессии. Всё – с участливой улыбкой и самым медовым тоном. Да, завидовать вам после такого не перестанут. Но лезть к вам с псевдо добрыми советами – поостерегутся)