Сергей Александрович Боровков, генеральный директор компании «Лайтинг Бизнес Консалтинг», эксперт ПРООН, член НТС «Светотехника»
В ряду забот органов местного самоуправления освещение улиц занимает не самое главное место, многие проблемы оказываются более острыми. Однако не вызывает сомнения значение дорожного освещения для качества и даже безопасности жизни в городе. Проекты модернизации уличного освещения на практике сталкиваются не только с нехваткой средств в бюджетах, но и с рядом технологических и организационных проблем. Тем не менее, рецепты есть.
Наверное, главный аргумент в борьбе за достаточное по количеству и качеству освещение улиц – это безопасность. Уверенность и комфорт горожан и гостей города дополняются повышением безопасности на проезжих частях дорог, и это доказано многочисленными исследованиями. Бонусом – эстетическая привлекательность городских улиц и объектов. Плюс экономия на оплате электроэнергии, ведь современные решения, основанные на светодиодных светильниках, намного более энергоэффективны, чем традиционные.
Аварийность на дорогах зависит от ряда параметров, и показатели видимости здесь не на последнем месте. Значительная часть дорожно-транспортных происшествий имеет место в темное время суток и объясняется ошибками восприятия дорожной ситуации водителем. По различным оценкам проводившихся российских и зарубежных исследований, качественное освещение дорог сокращает аварийность ночью на 25-30%.
В прошлом году было проведено специальное исследование Всероссийского научно-исследовательского проектно-конструкторского светотехнического института им. С.И. Вавилова (ООО «ВНИСИ») с участием аналитиков «Лайтинг Бизнес Консалтинг».
В частности, была изучена статистика по регионам Российской Федерации. В среднем по России такой показатель как уровень освещённости муниципальных улиц (соотношение протяженности освещённых улиц к общей протяженности улиц) превышает 68%. При этом в регионах европейской части России он выше (75-80%, а в отдельных городах 100%), а в Сибирском и на Дальнем Востоке в ряде случаев ниже 50%.
Сопоставление российской и зарубежной статистики также дает пищу для анализа. В России с ее огромной протяженностью обширна и сеть дорог. Было рассмотрено распределение светоточек на 1 километр дорог общего пользования. Российский показатель составил 4,2 светоточки на 1 километр, в Нидерландах, которые лидируют по низкому уровню аварийности в Европе, - в среднем 28 светоточек на один километр. Проведенные исследования показали четкую зависимость между освещенностью дорог и уровнем аварийности в ночное время.
Сравнение изменения погибших в ДТП на 1 млн автомобилей
от числа установленных светоточек на дорогах
в европейских странах в 2011 г.
Источники: Евростат; ЕМИСС; отчет Esoli project WP 2.17 “Work package 2. Assessment of framework conditions”
Более того, степень тяжести ДТП почти в три раза выше в ночное время на неосвещённых дорогах, чем на тех же дорогах в дневное время. Основная причина наезда на пешеходов – ухудшение видимости, такие ДТП происходят даже чаще, чем вызванные водителями в состоянии алкогольного опьянения.
Доказана зависимость между числом ДТП и интегральным коэффициентом освещённости (учитывает количество автомобилей, число погибших, общую протяженность дорог, протяженность освещённых участков дорог). Поэтому рост освещенности дорог – действенный способ борьбы с ДТП и снижения среди них тяжелых. В целом в российских городах есть большой потенциал снижения числа ДТП и погибших в них именно за счет модернизации дорожного освещения.
Изучив нормативную базу, можно выявить требуемые нормы. Нормируется освещение дорог по показателю средней яркости дорожного покрытия и равномерности её распределения. В случае, если характеристики дорожного полотна не соответствуют требуемым для измерения яркости, используется показатель средней освещенности. Вне населённых пунктов учитывается средняя яркость дорожного покрытия, а также общая и продольная равномерности яркости дорожного покрытия.
Специализированные (аккредитованные в Росаккредитации) лаборатории, обладающие парком оборудования и компетентными специалистами, помогут произвести замеры и определить фактические показатели уровня освещенности.
Надо помнить о регулярном пересмотре категорийности улиц, чтобы определить, соответствует ли их освещенность нормам, и поставить задачи по модернизации освещения, гарантированно получив нужный результат.
В любом случае предстоит решить вопрос финансирования модернизации освещения. На помощь приходит государственно-частное партнерство, в первую очередь энергосервисные контракты.
Согласно российскому законодательству (Постановление Правительства РФ от 18 августа 2010 г. №636), Исполнитель финансирует поставку оборудования и работы, а Заказчик осуществляет регулярные выплаты по мере получения фактической экономии на потреблении электроэнергии. Это подразумевает, что и основные риски проекта лежат на Исполнителе – специализированной энергосервисной компании (ЭСКО).
Вся нормативная база для применения энергосервиса создана, и ряд регионов активно пользуются этой практикой. В то же время, необходимо знать некоторые нюансы.
е надо недооценивать энергосервис
Павел Карастелин, эксперт-практик энергосервиса:
«Особенность в том, что энергосервисные проекты реализуются с применением федерального закона №44-ФЗ посредством механизма муниципальных закупок. Здесь большую роль играет компетенция уполномоченного органа исполнительной власти региона, ответственного за подготовку и реализацию энергосервисных проектов, а также мотивация ответственных в органах местного самоуправления.
Инвестор знакомит потенциального Заказчика с предлагаемым техническим решением, проводит обследование с выездом на место, изучает предоставленную Заказчиком информацию об установленных светильниках и их энергопотреблении. Нужно правильно подготовить конкурсную документацию, согласовать существенные условия будущего контракта.
Как показывает практика, залог успеха – постоянный контроль и поступательное движение, а также налаженная коммуникация».
В качестве одного из удачных примеров энергосервисного контракта по модернизации уличного освещения можно привести проект во Владимире. В настоящее время оборудование установлено и эксплуатируется.
Были смонтированы новые светильники почти на трех сотнях улиц, всего замене подверглись почти 14 тыс. светильников ДНаТ. Были также установлены автоматизированные системы коммерческого учета электроэнергии и управления наружным освещением.
В течение срока действия контракта (9 лет) Заказчик оставляет себе 1% достигнутой экономии, по окончании контракта вся экономия будет в его распоряжении. Фактический уровень экономии за год эксплуатации составил 63-65%. Всего по прогнозным расчетам ожидается сэкономить более 45 млн кВт*ч или более 226 млн рублей.
Аккредитованными лабораториями и межведомственной комиссией были осуществлены замеры освещенности, которые показали соответствие и даже превышение в ряде случаев нормативов. Освещенность выросла в среднем на 20 и более процентов.
Не просто замена оборудования
Алексей Аникин, генеральный директор компании-исполнителя проекта «Световые Технологии ЭСКО»:
«Информация о характеристиках городских улиц и дорог практически отсутствовала. Создать картину по номиналу используемых натриевых ламп не представлялось возможным, т.к. доминировали лампы ДНаТ мощностью 70-100 Вт, не всегда выполнявшие норматив по освещенности проезжих частей города. Мы не просто заменили светильники, а сделали расчеты освещенности в зависимости от категорийности дорог для исполнения норм освещенности согласно ГОСТ 55706-2013 и СП 52.13330-2011».
Еще одна проблема Заказчика – недостаточная компетентность в выборе поставщика.
Евгений Долин, генеральный директор – член Правления Ассоциации производителей светодиодов и систем на их основе (АПСС):
«Прежде всего, поставщик должен предоставить Технические условия – ТУ изготовителя, подписанные руководителем компании-изготовителя, подтверждающие заявляемые продавцом потребительские свойства. Кроме того, надо проверить наличие сертификатов Таможенного союза на электромагнитную совместимость и электробезопасность устройства. Важно сличить написание, проверить, что предлагаемое изделие соответствует описанному в сертификатах и ТУ.
Если все это есть, следующий шаг – запросить заверенные копии или оригиналы протоколов испытаний на представленный сертификат. К сожалению, в большинстве случаев поставщик не может представить подобные протоколы. Это не с лучшей стороны характеризует рынок, но Заказчика однозначно должно насторожить.
Такой крупный заказчик как муниципалитет может познакомиться с производством светильников. Добросовестный поставщик будет рад показать производство, официальный дистрибутор зарубежного поставщика представит договор о дистрибуции и материалы о производстве, в т.ч. видео.
В ряде случаев заказчики ограничены требованиями закупок отечественного оборудования. Здесь можно посоветовать запросить документ, подтверждающий статус российского происхождения продукции (присваивается Минпромторгом России в соответствии с постановлением Правительства РФ №719)».
Как выбрать поставщика светотехнического оборудования
Чтобы Заказчику было легче ориентироваться на рынке светотехнического оборудования с огромным количеством поставщиков и предложений, была учреждена Евразийская светотехническая премия «Золотой Фотон», которую поддержали, в том числе, Минэнерго России и Минстрой России, Евразийская экономическая комиссия, ряд профессиональных ассоциаций.
Премия определит лучшие компании светотехнической отрасли и их инновационные и энергоэффективные продукты по ряду номинаций, в том числе в решениях для наружного и улично-дорожного освещения и в энергосервисных проектах. Участие товара или проекта в конкурсном отборе – гарантия соответствия заявленным характеристикам, поскольку вся продукция, отобранная на конкурс, проходит проверку в аккредитованных Росаккредитацией лабораториях.
Информация о лауреатах премии, лучших производителях, поставщиках светотехнического оборудования и их продуктах будет опубликована в СМИ, а также всегда доступна на сайте Премии.
Постепенно расширяется арсенал возможностей местных администраций в модернизации уличного освещения для безопасности и комфорта городов.