Найти в Дзене
РЕКА ВРЕМЕНИ

Дело "Лесного". Неизвестные страницы Смерш

В начале 1944 года проводилась Никопольская операция. В только что освобожденном населенном пункте старичок интересуется, где найти контрразведку. Ему показывают дом, где они остановились , и он передает смершевцам большой сверток.

Разворачивают сверток и находят в нем записку: «Контрразведке от Лесного».

Смершу 3-го Украинского фронта ничего не известно про агента с таким позывным, и они пытаются узнать, кто же такой «Лесной». Возможно, это псевдоним советского агента, заброшенного с определенным заданием отделами контрразведки других фронтов или Центра?

Проверили по всем каналам, включая Москву, но агента с таким псевдонимом найти не удалось. Но переданные от его имени бумаги имели сногсшибательные сведения.

-2

Это были полные данные на 275 агентов немецкой разведки, в том числе и на личный состав немецкой разведшколы «Цеппелин». «Цеппелин» готовили агентов для диверсионной и разложенческой деятельности на территории Советского Союза.

Так началось дело "Лесного".

Спустя какое-то время выяснилось, что человек, приславший ценные сведения, был врачом стоматологом, призванным в 1941 году в Красную Армию и при отступлении попавший в плен.

Он дал немцам согласие на сотрудничество. Этот человек имел каллиграфический почерк, и немцы часто привлекали его для заполнения различных документов.

И весь период времени он делал копии этих документов. Мало того, он в документах оставлял малозаметные отметки и указывал на это в своих сообщениях. Сделано это было для того, чтобы контрразведка, проверяя документы, обратила на них внимание.

Основную массу агентов, указанных в переданных сведениях, контрразведка Смерш задержала в течение двух месяцев. Сведения «Лесного» оказали советской контрразведке бесценную помощь в разоблачении вражеской агентуры.

Вот только судьба этого человека едва не завершилась трагедией.

Перейти линию фронта этот человек не мог, и ему приходилось отступать с немецкими частями.

Красная Армия проводила Уманско-Ботошанскую наступательную операцию. Войска 2-го Украинского фронта наступали бок о бок с войсками 3-го Украинского фронта, ведя бои за освобождение Одессы и Одесской области.

Агентурно-оперативные группы, работающие на освобожденной территории, для разоблачения вражеских агентов использовали опознавателей, которые ранее служили в немецкой разведке.

После освобождения Одессы, опознаватель одной из групп сообщил контрразведчикам, что в городском госпитале лежит предатель, который был с ним в одной разведшколе «Цеппелин» и его необходимо срочно арестовать.

Контрразведка 2-го Украинского фронта задерживает этого человека со всеми вытекающими последствиями.

А контрразведка 3-го Украинского фронта не может найти человека, передавшего ценные сведения. Они буквально «роют землю», уже узнали имя этого человека, но разыскать его не могут, пока не узнают, что человек, которого они разыскивают, сидит в подвалах контрразведки 2-го Украинского фронта, и по нему ведется полная разработка.

Отбили его с большим трудом, потому что по документам 2-го Украинского фронта он прошел уже как разоблаченный крупный немецкий агент.

Для ценного информатора все закончилось благополучно. После войны он жил на Украине в Полтавской области, где и скончался.

Александр Зданович.  Доктор исторических наук, генерал-лейтенант в отставке
Александр Зданович. Доктор исторических наук, генерал-лейтенант в отставке

Историю о Лесном рассказал доктор исторических наук Александр Зданович, который работал с документами этого человека. К сожалению, он не назвал его фамилии, а только сообщил, что пытается найти его фильтрационное дело и узнать, возможно ли этого человека в настоящее время представить к правительственной награде.

-4