Найти тему

2000 рублей за бомбардировку политического центра противника

8 августа радио Третьего Рейха сообщило: «В ночь с 7 на 8 августа крупные силы английской авиации, в количестве 150 самолётов, пытались бомбить нашу столицу... Из прорвавшихся к городу 15 самолётов 9 сбито». Ответ ВВС (Би-Би-Си) не заставил себя ждать: «Германское сообщение о бомбёжке Берлина интересно и загадочно, так как 7 и 8 августа английская авиация над Берлином не летала».

Ответка прилетела

22 июля 1941 года люфтваффе впервые осуществила массированный авианалёт на Москву. 24 июля немцы повторили бомбардировку, на этот раз им удалось сбросить 300 тонн фугасных и зажигательных бомб. А Главнокомандующий люфтваффе Герман Геринг заявил: «Ни одна бомба никогда не упадёт на столицу рейха!».

26 июля нарком Военно-морского флота СССР адмирал Николай Герасимович Кузнецов (1904—1974) вместе с командующим ВВС ВМФ СССР генерал-лейтенантом Семёном Фёдоровичем Жаворонковым (1899—1967) предложили И.В. Сталину провести ответные бомбардировки Берлина силами Военно-морской авиации Балтийского флота.

Для нанесения удара планировалось использовать дальние бомбардировщики ДБ-ЗФ, базировавшиеся на полевом аэродроме «Кагул», расположенном на острове Эзель (ныне — Сааремаа, Эстония, ЕС), который оказался в тылу у немцев, но по-прежнему контролировался нашими войсками. Самолёты, согласно характеристикам, могли долететь до Берлина, отработать и вернуться обратно.

Несмотря на то, что ДБ-3 были укомплектованы три воздушные армии РККА, ещё в декабре 1938 года лётчики и руководители ВВС РККА отмечали, что машина чрезвычайно сложна в эксплуатации, имеет много производственных дефектов, при взлётном весе 8500—9500 кг требует до 1000 м разбега до отрыва от взлётной полосы с тенденцией к правому развороту, в полёте неустойчива по всем трём осям, не держит курс и требует постоянного «подруливания».

27 июля Сталин подписал приказ командиру Первого минно-торпедного авиаполка 8-й бригады ВВС Балтфлота полковнику Евгению Николаевичу Преображенскому (1909—1963) нанести бомбовый удар по военно-промышленным объектам Берлина.

28 июля генерал Жаворонков, поставив в известность лишь командующего Балтийским флотом вице-адмирала Владимира Филипповича Трибуца (1900—1977) и командующего ВВС Балтийского флота генерал-майора авиации Михаила Ивановича Самохина (1902—1998), прилетел на базу полка в посёлок Беззаботное под Ленинградом, где по рекомендации Преображенского отобрал 15 экипажей. Флаг-штурманом назначили капитана Петра Ильича Хохлова (1910—1990).

2 августа из Кронштадта к Эзелю с заходом в Таллинн под усиленной охраной вышел морской караван тральщиков и самоходных барж с запасом бомб и авиационного топлива, стальными пластинами для удлинения взлётно-посадочной полосы, двумя тракторами, бульдозером и катком. На следующий день утром секретный груз достиг цели.

4 августа группа ДБ-3Ф перелетела на «Кагул» и начала готовиться к операции. В ночь на 6 августа 5 экипажей слетали в разведку до Берлина. Вечером 6 августа экипажи первой группы получили боевую задачу.

В девять вечера 7 августа с аэродрома поднялась группа из 15 бомбардировщиков ДБ-3Ф под командованием полковника Преображенского. Звеньями командовали капитаны Василий Алексеевич Гречишников и Андрей Яковлевич Ефремов. Загруженные под завязку авиабомбами ФАБ-100 и листовками самолёты взяли курс Свинемюнде—Штеттин—Берлин и пошли над морем на высоте 7000 м. Температура за бортом на такой высоте достигала −40C, из-за чего стёкла кабин самолётов и даже очки шлемофонов обмёрзли. Летели в молча в кислородных масках, выход в радиоэфир был категорически запрещён.

Чтобы достичь Германии, потребовалось три часа полёта. Над вражеской территорией самолёты неоднократно были обнаружены, но принимая их за свои, немецкая ПВО огня не открывала. Более того, над Штеттином немцы, посчитав, что это заблудились самолёты люфтваффе, возвращающиеся с задания, прожекторами указали ближайший аэродром.

В 01:30 8 августа пять ДБ-3Ф сбросили бомбы на хорошо освещённый не ожидавший авианалёта Берлин, остальные – на берлинские предместья и Штеттин, и в 4 утра, после семи часов в воздухе, все экипажи без потерь вернулись на аэродром «Кагул».

На поток

Следующий налёт запланировали на 10 августа. Было принято решение привлечь к участию ВВС РККА под командованием Павла Фёдоровича Жигарева (1900—1963). Полёт планировалось осуществить силами 81-й бомбардировочной авиационной дивизии с аэродрома города Пушкина на более современных самолётах ТБ-7 конструкции Владимира Михайловича Петлякова (1891—1942) 412-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка и принятых на вооружение только в октябре 1940 года двухмоторных самолётах конструкции Владимира Григорьевича Ермолаева (1909—1944) Ер-2 420-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка.

8 августа командир дивизии Герой Советского Союза комбриг Михаил Васильевич Водопьянов (1899—1990) получил приказ лично от Сталина:
«
Т-щу Водопьянову
Обязать 81-ю авиадивизию во главе с командиром дивизии т. Водопьяновым с 9.08 на 10.08 или в один из следующих дней, в зависимости от условий погоды, произвести налёт на Берлин. При налёте кроме фугасных бомб обязательно сбросить на Берлин также зажигательные бомбы малого и большого калибра. В случае если моторы начнут сдавать по пути на Берлин, иметь в качестве запасной цели для бомбёжки г. Кёнигсберг.
И. Сталин 8.08.41»

Расчёты показали, что ТБ-7 с дизельными двигателями М-40Ф с бомбовой нагрузкой 4000 кг, из которых 2000 кг крепились на внешней подвеске, теоретически могли долететь до Берлина, отработать по нему и вернуться домой. Для выполнения полётов 10 августа на аэродром вылета прибыли 12 ТБ-7 и 28 Ер-2. После тщательного отбора оставили 10 ТБ-7 и 16 Ер-2. Вечером самолёты получили команду на взлёт. Разбегаясь, Ер-2 Молодчего снёс шасси о дренаж на краю аэродрома. А на ТБ-7 майора Егорова сразу после отрыва отказали два правых двигателя, и самолёт потерпел катастрофу. После этого П.Ф. Жигарев остановил вылет остальных. В результате на Берлин ушли 7 ТБ-7 и 3 Ер-2. Но на этом злоключения взлетевших не закончились.

Самолёт М.В. Водопьянова при наборе высоты был атакован своими истребителями И-16, но дошёл до цели и отбомбился по Берлину. После этого попал под зенитный огонь немцев, был повреждён и вынужден сесть в районе Йыхви на территории Эстонии. По счастью, вторым пилотом был этнический эстонец Э.К. Пусэп, который хоть и родился в Сибири, но мог свободно общаться с местным населением. Через два дня экипаж вышел к своим.

На самолёте лейтенанта В.Д. Видного над территорией врага загорелся левый внешний двигатель М-40Ф. Пришлось сбросить бомбы не долетев 370 км до Берлина и повернуть обратно. После отказа ещё одного двигателя самолёт совершил вынужденную посадку на аэродроме в Обухове.

На ТБ-7 капитана А.Н. Тягунина при возвращении отказал один из двигателей, над Балтийским побережьем он попал под огонь своих зениток и при посадке разбился.

Ер-2 лейтенанта Б.А. Кубышко при подлёте был сбит истребителем И-16. Экипаж выбросился с парашютами.

Ер-2 капитана А.Г. Степанова пропал без вести.

На ТБ-7 майора М.М. Угрюмова на больших высотах несколько раз отказывали дизельные двигатели. Экипаж отбомбился по Берлину, израсходовал всё топливо и выполнил вынужденную посадку в Торжке.

ТБ-7 старшего лейтенанта А.И. Панфилова над территорией Германии попал под зенитный огонь. Экипаж сбросил бомбы, но на обратном пути у самолёта отказали два М-40Ф. Совершив вынужденную посадку на территории Финляндии экипаж снял с самолёта всё вооружение и четверо суток держал оборону, лётчики погибли, а стрелок-радист был взят в плен финнами.

ТБ-7 майора Курбана А. А., отбомбившись по Берлину, получил повреждения от зенитного огня и разбился при вынужденной посадке в районе Ропши.

По заслугам

Из десяти летевших бомбить Берлин самолётов вышли на цель шесть, а домой в Пушкин вернулись только две машины. За такой результат Героя Советского Союза комбрига Водопьянова сняли с должности командира дивизии, и он продолжил службу командиром экипажа ТБ-7.

Всего до 5 сентября советские лётчики выполнили девять налётов на Берлин, совершив в общей сложности 86 вылетов. 33 самолёта бомбили Берлин. 37 самолётов не смогли выйти к столице Германии и нанесли удары по другим городам. 16 самолётов по различным причинам были вынуждены вернуться на аэродром. 17 самолётов и 7 экипажей было потеряно, причём два самолёта разбились и один экипаж погиб при попытках взлететь.

13 августа вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении полковнику Е.Н. Преображенскому, капитанам В.А. Гречишникову, М.Н. Плоткину, А.Я. Ефремову и штурману флагманского экипажа капитану П.И. Хохлову звания Героя Советского Союза. Орденами Ленина были награждены 13 человек, Красного Знамени и Красной Звезды — 55. А согласно специального приказа за подписью наркома обороны И.В. Сталина «При действиях по политическому центру (столице) противника за каждую бомбардировку каждое лицо экипажа получает денежную награду в размере 2000 рублей».

***

С оставлением Моонзундского архипелага налёты на Берлин пришлось прекратить.