Найти тему
машина

Необычные спецмашины советских коммунальщиков, ч.3

Текст: Николай Марков

Начало статьи смотрите по этим ссылкам:
ЧАСТЬ 1 (про Т-1, Т-10)
ЧАСТЬ 2 (про Т-2, Т-4 и ТУМ-975)

Вместо не принятых к серийному производству моделей Т-2 и Т-4 в 1964 году в КБ Управления благоустройства Мосгорисполкома разработали новое семейство сверхкомпактных коммунальных машин, получивших индекс Т-30. Они представляли собой двухосные короткобазные тягачи, к которым при необходимости могли цепляться одноосные или двухосные прицепы того или иного назначения.

Т-30 с водовозным прицепом и поливомоечным навесным оборудованием // Фото из архива В.Новоселова
Т-30 с водовозным прицепом и поливомоечным навесным оборудованием // Фото из архива В.Новоселова

Силовой агрегат, колеса, светотехнику, руль, щиток приборов и кузовную арматуру Т-30 позаимствовали у серийных горбатых «Запорожцев». Соответственно, ведущей у этих машин являлась задняя ось, управляемой – передняя. Одноместная кабина имела две двери. Сзади, помимо сцепного устройства, предусматривались гидравлические и электрические выводы для подключения соответствующих систем прицепа, а также фланец для подсоединения карданной передачи привода рабочих органов некоторых прицепов.

Т-30 с самосвальным прицепом // Фото из архива В.Новоселова
Т-30 с самосвальным прицепом // Фото из архива В.Новоселова

Сами прицепы отличались завидным разнообразием: самосвальный, водовозный, подметально-уборочный, пескоразбрасывающий… Под каждый из них предполагалась установка соответствующего навесного оборудования и на сам тягач: снежный плуг, лотковая щетка, поливомоечные приспособления, шнекороторный снегоочиститель и т.д.

Т-30 с комплектом зимнего снегоуборочного и пескоразбрасывающего оборудования // Фото из архива В.Новоселова
Т-30 с комплектом зимнего снегоуборочного и пескоразбрасывающего оборудования // Фото из архива В.Новоселова

Коммунальные машины семейства Т-30 были изготовлены опытно-промышленной партией в количестве 30 единиц на АРЗ № 4 Управления авторемзаводов Мосгорисполкома. Одна из них во всей красе «засветилась» в детском фильме «Сказка о потерянном времени», снятом как раз в том же 1964 году. Но еще лучше можно рассмотреть особенности этой необычной машины на цветных постановочных фотографиях, сделанных для В/О «Автоэкспорт» примерно в 1966 году. Четыре из них и представлены ниже:

На этом кадре хорошо видно руль и щиток приборов в кабине Т-30, позаимствованные у ЗАЗ-965А // Фото из архива В/О «Автоэкспорт»
На этом кадре хорошо видно руль и щиток приборов в кабине Т-30, позаимствованные у ЗАЗ-965А // Фото из архива В/О «Автоэкспорт»
Т-30 с комплектом зимнего оборудования // Фото из архива В/О «Автоэкспорт»
Т-30 с комплектом зимнего оборудования // Фото из архива В/О «Автоэкспорт»
Водитель располагался в кабине Т-30 по центру и мог с равным успехом выходить как на правую, так и на левую сторону // Фото из архива В/О «Автоэкспорт»
Водитель располагался в кабине Т-30 по центру и мог с равным успехом выходить как на правую, так и на левую сторону // Фото из архива В/О «Автоэкспорт»
Т-30 рядом с другими зимними коммунальными машинами, выпускавшимися в СССР в середине 1960-х // Фото из архива В/О «Автоэкспорт»
Т-30 рядом с другими зимними коммунальными машинами, выпускавшимися в СССР в середине 1960-х // Фото из архива В/О «Автоэкспорт»

Понравился материал? Не забудьте нажать «лайк» и подписаться на канал «МАШИНА»!