Я работаю маркетологом уже 5 лет, и вот, начав работу с очередным заказчиком, столкнулся с тотальным непониманием. Как бы ни смешно звучало, дискуссия развернулась вокруг того, чем ему (основателю небольшой компании) нужно заниматься в собственном бизнесе.
Казалось бы, вопрос очень некорректный и даже странный, особенно, если ты сам, своими руками создал бизнес с многомиллионным оборотом, и слышишь его от какого-то маркетолога. Или нет?
Дело в том, что у меня было время ознакомиться с его производством, бизнес-процессами и коллективом, поэтому я уверен, что если у заказчика, не дай Бог, что-то случится и и он не сможет заниматься бизнесом в течении какого-то времени, то все быстро пойдет ко дну.
При этом, для самого создателя бизнеса картина реальности выглядит совершенно иначе: он - звезда всего предприятия и единственный незаменимый сотрудник. Он лично занимается то одним, то другим бизнес-процессом и работает больше и лучше всех, но дела почему-то упорно не двигаются в гору.
На самом деле может быть, все именно так и есть, но выполняет ли он именно СВОЮ работу? И чем на самом деле должен заниматься предприниматель, когда его бизнес уже начал развиваться?
Опираясь на свой опыт, я попытался описать 4 важных вида деятельности успешного предпринимателя, которые объединяют всех успешных бизнесменов, с которыми мне довелось работать.
Первое и самое важное - это планирование. Очнитесь! Вы находитесь на конкурентом рынке в период экономического кризиса и общего спада покупательной способности всего населения. В такой ситуации, отсутствие маркетинговой стратегии или плана продаж на год вперед - это по меньшей мере неадекватно текущему положению дел.
Вообще, бизнес - это про планирование, и если вы им не занимаетесь, и не знаете, например, какой вы хотите видеть свою компанию через 5 лет, то, по-статистике, она разорится в течении двух. Это реальность. Занимаясь оперативными и срочными задачами, многие предприниматели упускают тот факт, что для успеха всего предприятия именно они должны ставить смелые долгосрочные цели.
Если вы не планируете свою деятельность на несколько шагов вперед, значит не можете увидеть будущее вашего бизнеса. Ни о каком маркетинге в такой ситуации не может быть и речи. Каждое решение и действие становится бессвязным, невнятным, и как итог, не приносит необходимых результатов.
Каждый успешный бизнесмен, с которым мне приходилось работать, по-моим наблюдениям, занимался планированием долгосрочных и краткосрочных перспектив своего бизнеса не менее часа на дню.
И это неизменно приносило невероятный результат.
О бизнес-процессах, кажется, в рунете не написал только ленивый. Бизнес-процессы - это совокупность всех мероприятий и работ внутри вашего бизнеса, и именно их качество определяет уровень его автоматизации.
Поясню на примере: когда вы только создаете свой бизнес, и занимаетесь всем самостоятельно, то одновременно, вырабатываете систему бизнес-процессов. Далее, когда вы нанимаете сотрудников, они становятся исполнителями этих самых бизнес-процессов, и чтобы они могли эффективно выполнять задачи, им нужно эти задачи хорошо понимать.
Если бизнес-процессы предприятия прописаны "до запятой" и все рабочие инструкции не имеют двойных толкований, то сотрудники вполне могут работать без непосредственного участия руководителя компании. Однако, если бизнес-процессы есть лишь в голове у предпринимателя, и они ни разу не были прописаны на бумаге, часто изменяются или не понятны сотрудникам - это беда не только для всей компании, но и для ее основателя, потому что ему придется контролировать каждую задачу своих подчиненных и отвечать на бесконечные одинаковые вопросы.
Только основатель способен описать процессы своей компании, потому что никто кроме него не обладает всей полнотой информации о ее деятельности. Стоит отметить, что единожды прописанные бизнес-процессы быстро устаревают. Их нужно вовремя корректировать и постоянно улучшать.
Например, в отделе продаж одной крупной компании, с которой я работал, еженедельно выделялся 1 час времени на обсуждение рабочих моментов: весь коллектив менеджеров собирался вместе для обсуждения сложных или непонятных задач. В итоге, сотрудники хорошо понимали свои текущие обязанности, быстро подстраивались под их изменения, а любые конфликты пресекались на корню. К слову, по этой схеме работал каждый отдел этой компании.
В рунете часто спрашивают, как правильно прописывать бизнес-процессы. Просто найдите учебник информатики за 7 класс и отыщите в нем главу "Алгоритмы".
Даже когда все бизнес-процессы прописаны до запятой, возникают нетипичные ситуации. Их можно назвать инцидентами - это случаи, которые выбиваются из выстроенной системы бизнес-процессов компании. С ними собственнику бизнеса приходится разбираться лично.
Инциденты - это полезно. С их помощью можно вовремя скорректировать текущие бизнес-процессы предприятия. Наблюдая за успешными бизнесменами я заметил, что львиную долю своего рабочего времени они тратят именно на работу с инцидентами в разных отделах, при чем, их работа неизменно корректирует уже сложившийся бизнес-процесс компании, поэтому далее, сотрудники справляются с ними самостоятельно.
Неопытные предприниматели, почему-то не могут отличить инцидент от рядовой ситуации, и часто бросаются делать работу, которую вполне может выполнить его подчиненный.
Еще одна ошибка неопытного предпринимателя - он пытается управлять людьми и их задачами, а не отделами и их целями. В результате, на предприятии не формируются управленцы, потому что ведущая роль в принятии решений по любому вопросу остается за предпринимателем, который тонет в текучке бесконечных одинаковых вопросов.
Завязывая принятие всех решений на себе, вы сами воспитываете в сотрудниках безынициативность и безответственность.
Какой может быть выход из этого положения? Только один. Научиться управлять отделами своей компании: делегировать задачи, ставить цели руководителям этих отделов, контролировать их достижение, и создавать атмосферу, которая способствует развитию компании.
Канал автора: - МАРКЕТОЛОГ С НУНЧАКОЙ
Если вам понравилась эта статья, поддержите меня
подпиской на канал, репостом или лайком. Спасибо!