Проржавевшие солдатские каски, старые военные шинели, едва заметные строчки на пожелтевших от времени треугольничках писем — в зале Боевой Славы музея Башкирского кадетского корпуса ПФО каждая вещь, каждый документ хранит отпечаток былых подвигов, кровавых битв, мужества и смелости народа, проявленных им в годы Великой Отечественной войны.
История Зала Боевой Славы тесно переплелась с боевым путем 9-й Гвардейской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова Полтавской воздушно-десантной дивизии и послевоенной судьбой тех, кто прошел по нему от города Люберцы до Праги. А еще — с давней мечтой одного из воинов, служивших когда-то в ее рядах, найти дорогих его сердцу однополчан.
следам
ПОИСК НАЧИНАЕТСЯ С МЕЧТЫ
... Три года уже работал Владимир Игнатьев в тогда еще средней школе-интернате № 1 учителем истории. Но казалось ему, что чего-то не хватает в общении с ребятами, в собственной работе, чтобы патриотизм стал для его учеников не пустым словом, а полнокровным и живым явлением, без которого нет и не может быть искренней любви к своей Отчизне. Однажды на урок мужества он пригласил своего отца — Леонтия Сергеевича, который служил в годы войны в 9-й Гвардейской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова Полтавской воздушно-десантной дивизии.
— Отец всегда с большой теплотой вспоминал своих однополчан, скучал по ним, — вспоминает Владимир Леонтьевич. — Особенно хотел найти командира полка Василия Андреевича Пономарева. Но никак у нас это не получалось. Ребятам очень понравился его рассказ, и я предложил организовать группу «Поиск». Целью нашей стало отыскать сражавшихся в рядах дивизии солдат и офицеров и помочь им найти друг друга. Было это в мае 1976 года...
«Поисковцы» на первых порах не знали даже полного названия 9-й гвардейской дивизии. Узнали уже позже, когда стали приходить ответы на запросы из музеев и архивов. Затем письма от ишимбайских ребят с просьбой откликнуться ветеранам 9-й полетели во все концы Советского Союза, в областные и центральные газеты. А через полмесяца начали приходить ответы на них. Владимир Леонтьевич и сегодня помнит имя человека, который первым откликнулся тогда, — Иван Васильевич Нагога из г. Надворная Ивано-Франковской области. А потом письма пошли лавиной. Только вообразите: «поисковцы» написали за все эти годы 100 тысяч писем и получили 40 тысяч ответов от ветеранов!
ВСТРЕЧА ЧЕРЕЗ ГОДЫ
Когда количество адресатов приблизилось к двумстам, ветераны стали просить «поисковцев» организовать встречу. Дело это оказалось нелегким. Владимир Игнатьев побывал в Люберцах, где в 1942 году была сформирована дивизия, затем в Полтаве, где только со второго раза удалось договориться с первым секретарем обкома партии об организации торжественной встречи.
Какая это была работа! Для всех ветеранов напечатали пригласительные открытки. У кого-то не было денег даже на дорогу — отправляли письма на местные предприятия с просьбой проявить уважение к воинам-ос-вободителям и помочь им с проездом. Ветеранов встречали на вокзалах ребята-«поисковцы». Торжественная встреча состоялась в местном Доме профсоюзов и прогремела тогда на всю страну.
Ишимбайцы моментально попали в десятку лучших поисковых отрядов СССР. В 1978 году командующий ВДВ Маркелов присудил школе-интернату № 1 первое место среди школ СССР, изучающих историю воздушно-десантных войск, и прислал в качестве признательности знак «Ветеран ВДВ».
Но на этом «поисковцы» со своим руководителем В.Л. Игнатьевым не успокоились. Благодаря знакомству с ветеранами дивизии они смогли найти еще около 800 их однополчан. За 13 лет активной работы совершили около 50 поездок и походов.
ПУТЕМ ПРОСЛАВЛЕННОЙ ДИВИЗИИ
Походы — отдельный разговор. Путем дивизии ребята во главе со своим руководителем с 1978 по 1990 год прошли от Прохоровки до румынской границы, побывали в Харькове, Кременчуге, Кировограде, Волгограде, Ленинграде, Москве и многих других городах большой Родины. Масштабную экскурсию совершили в Крым, где жили многие гвардейцы. Навещали ветеранов, расспрашивали местных жителей — очевидцев войны. Раскапывая окопы и блиндажи, нашли огромное количество раритетов: оружие, снаряды, средства связи, предметы амуниции и многое другое.
Многие их этих предметов лежат сегодня под стеклом музея БКК, напоминая об их владельцах, погибших на фронте или умерших уже в мирное время. И хотя создание зала Боевой Славы не было самоцелью «поисков-цев», без него, как теперь кажется, было не обойтись. Школа-интернат выделила под него сначала небольшую больше — чтобы уместить все сокровища, привезенные из дальних странствий.
У каждого экспоната здесь своя история. В крымской поездке на чердаке дома, где жил Герой Советского Союза, нашли его старую планшетку. В Днепре ребята находили солдатские каски. А однажды в поле обнаружили стог сена, подпираемый... противотанковым оружием.
Были и такие находки, которые при всем желании сложно было бы доставить через полстраны на далекий Урал. Однажды нырнувший в воды Южного Буга «поисковик» нашел танковую башню. Расспросили местных жителей. Оказалось, что танк несся по берегу, когда немецкий снаряд снес ему башню, которая упала в воду. Местная войсковая часть пыталась достать ее со дна реки, но груз оказался слишком тяжелым.
А рядом с одним из сельских домиков наткнулись ишимбайцы на немецкую зенитку. Она торчала из земли, а от ее верхушки тянулась к двери бельевая веревка — владелица дома использовала орудие в хозяйственных целях. Едва уговорили заменить зенитку на обычный столб.
Выкапывать пришлось руками: у местной жительницы не нашлось лопаты. А когда привезли 100-килограммовую махину в ближайший город, местная администрация уговорила оставить трофей «на родине».
Инициатором и участником многих таких поездок был наш коллега — журналист «Восхода» Анатолий Гнатовский. За 13 лет он написал около 50 статей о «поисковцах». А в 1995 году, уже после его смерти, они вошли в книгу «Эхо войны», составленную Владимиром Леонтьевичем.
ОНИ УХОДЯТ
Общение с гвардейцами воздушно-десантной дивизии не прерывалось еще долгие годы уже после того, как прекратились в 90-х годах поездки по разделившейся, разбившейся на осколки стране. Но постепенно уходили ветераны, все реже звучали их голоса со страниц писем. И сегодня переписывается, перезванивается да и встречается с кадетами время от времени только генерал Павел Григорьевич Скачко, который прошел всю войну, был награжден семью боевыми орденами и 20 медалями.
Марина СНЫТКИНА
Сейчас он доктор военных наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, академик Академии военных наук в Москве. Ему, одному из самых молодых членов дивизии, в этом году исполнилось 90 лет. В живых сегодня осталось около 30 его однополчан...
Кстати, узнав, что мы решили напомнить ишимбай-цам о славной истории «поисковцев», он попросил передать им, бывшим и нынешним, и их родителям наилучшие пожелания.
ЖИВАЯ ИСТОРИЯ
О том, чем живут ребята из группы «Поиск» сегодня, нам рассказала заместитель директора по воспитательной работе Башкирского кадетского корпуса ПФО Лилия Астафьева.
— Основная работа наших кадетов сегодня связана с экскурсионной деятельностью. У нас есть юные экскурсоводы в каждом зале. Они постоянно меняются, чтобы как можно больше ребят научились этому делу и получили информацию о славном прошлом наших предков. Остальные же не выступают в качестве пассивных зрителей, а активно участвуют в поисково-исследовательской деятельности: работают с письмами ветеранов, изучают историю и назначение каждого экспоната. Мы далеки от мысли, что школьный музей — собрание раритетов минувших эпох. Это наше настоящее, связующее звено между поколениями.
В зале музея проводят открытые уроки учителя истории, здесь проходят встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и труда, с членами офицерского собрания. Кадеты-активисты взаимодействуют с музеями не только муниципального района, но и Томского и Пермского кадетских корпусов. Подружились недавно ребята и с крымчанами — во время слета «Равнение на победу» в Перми (февраль 2014 года), и сейчас переписываются с ними в социальных сетях. А в музее Рязани на стендах с именами Героев Советского Союза они обнаружили знакомые имена — участников 9-й гвардейской. Там же кадеты и их наставники узнали, что оригиналы знамен всех дивизий хранятся в Центральном музее Москвы, а значит, впереди ждут их новые открытия и находки.
Крепкая дружба, влюбленность в свое благородное дело, возможность общаться с очевидцами героических событий дали «поисковцам» очень и очень многое. Кто-то из ребят стал впоследствии военным и участвовал в боевых действиях на Северном Кавказе, те, кто стал впоследствии учителем-историком (а таких тоже немало), продолжили заниматься поисковой работой. И порой летом, когда выдается свободное время, они возвращаются в стены родной «кадетки», заходят в залы музея и узнают экспонаты, которые когда-то совместными усилиями поднимали со дна рек, находили под тонким слоем земли, обожженной войной, узнают себя и своих единомышленников на стендах, посвященных выпускникам интерната. И понимают, что в этих стенах продолжает жить история.