«Ночь музеев» проходит в нашем городе уже не в первый раз.
В эту ночь — вернее, в этот вечер — в музеи стекается огромное количество народа, желающего приобщиться к истории, а между самими музеями курсируют бесплатные автобусы. В этом году «Ночь в музее» растянулась сразу на два вечера — 16-е и 17-е мая. На «нулевом километре» Уфы, возле здания Главпочтамта, в рамках мероприятия был установлен специальный «верстовой столб» с указателями, чтобы люди не заблудились, гуляя по музеям. .
ЯРКИЕ] КРАСКИ ИСТОРИИ
София ЕНИКЕЕВА, фото: О. Комарова
Мой выбор пал на Национальный музей РБ. Когда 16 мая вечером я вошла в вестибюль, меня сразу же встретили улыбчивые «живые экспонаты» — девушки в национальных и исторических костюмах и молодые люди в военной форме. Тут же кружились в танце задорные девушки, а экскурсоводы предлагали всем желающим побывать в настоящей юрте, дабы полностью погрузиться в атмосферу быта башкир. Вот прошло мимо счастливое семейство, пришедшее, судя по всему, по ежегодной акции «Веду родителей в музей»; вот шустрыми сусликами прошмыгнули мои знакомые — ребята-четверокурсники с исторического факультета БГУ. Я, решив начать свой осмотр сверху, поднялась на второй этаж.
ЛЕСНАЯ ВИКТОРИНА И БЮСТ СТАЛИНА
На втором этаже, в «лесном» зале, улыбчивая девушка в маске и длинном желтом наряде предложила мне «угадать следы» по слепкам, лежащим тут же, на столе. Один след я угадала сразу же — это был наш, российский, бурый мишка; а вот со вторым мне пришлось повозиться. В конце концов, я предположила, что это, вероятно, волк. Предположение мое не подтвердилось — это оказался барсук, но, поскольку один след я все-таки угадала,
■
на прощание девушка подарила мне красивый маленький календарик.
Далее мой путь лежал в зал, посвященный культуре СССР 30-х годов. Здесь я обнаружила огромную картонную шестерню, составленную из отсканированных газет «того времени» с фотографиями партийных деятелей, улыбающихся доярок, веселых детей. Дама в красивом костюме, сшитом по моде 20-х годов, курировавшая этот зал, пояснила мне, что гигантская шестерня «перемалывает людей». «Ничего себе», — подумала я и продолжила свой осмотр. Больше всего мне понравилось большое зеркало в тяжелой деревянной раме — отражение в нем было на удивление четким и ясным, а само стекло напоминало зеркальную поверхность воды в безветренный день. Пока я крутилась перед зеркалом, бюст Сталина, стоявший тут же, взирал на меня с нескрываемым коварством и ехидством.
2014
«Ему положено», — подумала я и принялась рассматривать другие экспонаты. Швейная машинка, ширма для переодевания, советский буфет с фарфоровой посудой. Что ни говори, работникам музея удалось мастерски передать атмосферу того времени. Мне показалось странным, что в зале не было никого, кроме меня. Наверное, народ потянется позже. А может, их просто пугала сама атмосфера зала. На стене красовался барельеф, выполненный в красных тонах — фигура рабочего и лозунг «Смерть или догнать и перегнать капиталистические страны.»
КАК Я УЧИЛАСЬ ТКАТЬ
На третьем этаже внимание мое сразу же привлекло обилие столов с разложенными на них украшениями, вязаными аксессуарами и прочими милыми штуковинами. Это приехали «коробейники», — завсегдатаи ярмарки хэнд-мейда «Город мастеров». Прямо возле лестницы расположился большой стол со всевозможными берестяными поделками, — елочными игрушками, заколками, резными украшениями. Одна девушка остановилась перед ним, как вкопанная, и принялась восхищенно рассматривать безделушки. Молодой человек (представившийся Иваном) что-то увлеченно объяснял ей. Выглядели берестяные поделки действительно впечатляюще. Но я не стала задерживаться и прошла дальше. Мне было интересно посмотреть на концерт, который должен был начаться в 19 часов.
Правда, когда я пришла «на место», концерта еще не было, и я снова отправилась бродить по залам.
И вот в одном из коридоров я совершенно случайно наткнулась на девушку в русском наряде, сидящую за столом, заставленным баночками с акриловыми красками. Это был «цех» росписи по дереву. Тут же, неподалеку, детишки лепили «древние горшки» из пластилина по представленным макетам. Но горшки меня не интересовали — роспись показалась мне куда более увлекательным занятием. Правда, когда я подошла к столу, девушка попросила меня «немного подождать», так как человек, который должен был проводить мастер-класс, еще не подъехал, и в качестве «компенсации» предложила мне поучиться ткать.
Тут же, как оказалось, у нее лежало бердо — небольшой инструмент, напоминающий расческу, через которую в определенном порядке пропускаются нити. Девушка, назвавшаяся Марьей из студии «Берегиня», привязала к моему поясу небольшую изогнутую дощечку с заготовкой пояса (бердо позволяет ткать только узкие полоски ткани, для более широких полотен нужен полноценный станок, именуемый «кросны»), а само бердо прикрепила к столику со швейной машинкой. Теперь между мной и столиком оказались натянутые нити с висящим на них бердом, а в руки мне дали уток — небольшую продолговатую штуковину с намотанной на нее нитью, которой мне и предстояло ткать. Для «подбивания» нитей древние ткачи использовали широкий деревянный «нож», который тоже оказался здесь. Сначала Марья показала мне, как нужно пропускать уток и «менять зев» - нити на бердо натягиваются в два ряда; чтобы соткать очередную «порцию» ткани, нужно поменять зев, чтобы нити переплелись, и «подбить» их ножом. Через некоторое время у меня стало получаться. Занятие настолько увлекло меня, что я несколько растерялась, когда ко мне подошел студент-индус из медицинского университета и стал по-английски расспрашивать о том, что это я делаю. Выручила меня Марья - она, как оказалось, тоже знает английский. С грехом пополам нам удалось вспомнить нужные слова и объяснить любопытному индусу суть нашего занятия. Удовлетворенный ответом, студент сказал нам, что у нас «хороший английский», и, в свою очередь, рассказал, что женщины у него на родине занимаются ткачеством сплошь и рядом, и ему было странно и непривычно увидеть подобное здесь. После этого индус удалился - осматривать другие залы (судя по всему, ему было очень интересно), а я, поткав еще немного, поняла, что пора «закругляться» и, поблагодарив Марью, пошла своей дорогой. Меня ждал музей Аксакова и ребята из «Ассамблеи».
НУЖНО БОЛЬШЕ ИСТОРИИ
По дороге в музей Аксакова я размышляла над тем, почему у нас на «Ночи в музее» проводится так мало мастер-классов по всевозможным старинным искусствам. Да, может быть, некоторые читатели не согласятся со мной и скажут — да как же, ведь и ребятишки лепили «горшки» из пластилина, и Марья-искусница расписывала деревянные поделки и ткала на «;берде». Но мне, как человеку, увлекающемуся стариной, старины на «Ночи в музее» не хватило. Разумеется, там было много другого, не менее интересного - всевозможные художественные экспозиции, девушки в национальных костюмах, исторические танцы... Однако, по моему скромному мнению, интересного могло бы быть больше. Почему бы, скажем, работникам музеев не обратить внимание не только на «исторических танцоров» из «Ассамблеи», но и на ребят из реконструкторского движения, которые занимаются воссозданием древних битв, сами делают доспехи и оружие? Почему бы не пригласить больше людей для проведения мастер-классов по той же росписи по дереву, ткачеству, резьбе, может быть, даже ковке, и не устраивать такие мастер-классы не раз в году, а почаще? Людям было бы интересно поучаствовать в «исторической реконструкции», почувствовать себя участниками давних событий - так нашим музеям удалось бы привлечь большое количество народу не только во время «Ночи в музее». Будем надеяться, что это произойдет.