Государственная Дума в первом чтении приняла законопроект об изоляции российского сегмента интернета, который подразумевает создание обязательной для использования национальной системы доменных имен, а также возможность для Роскомнадзора блокировать любые сайты и любой трафик. Рассмотрение законопроекта во втором чтении планируется 13 марта, а пока что 10 марта на Проспекте Сахарова готовится митинг против данного законопроекта (мероприятие согласовано).
Для того, чтобы понять природу происходящего, вспомним подобные случаи в истории. Первый похожий закон был принят в Китае в 221 г. до н.э., когда император Цинь Ши Хуан-ди приказал «сжечь книги, дабы декларировать установления закона». Мотивацией для принятия таких мер был тот факт, что «в государстве мудрого правителя нет книг и записей на бамбуке, но единой доктриной является закон; нет речений былых правителей, — единственным образцом для подражания являются государственные мужи». О масштабах безумия неизвестно достоверно, но существуют свидельства, что «груды книг, прибывших из всех регионов империи, высились, как горы». Уничтожение книг также сопровождалось погребением заживо ученых, были «казнены более 460 различных специалистов». Частное использование книг было запрещено.
В Европе также существовали законы об изоляции национальных сегментов интернета того времени. В свободное от сожжения еретиков время Инквизиция занималась сожжением еретических книг. Вопрос о том, какую литературу считать еретической, а какую нет, оставался на усмотрение инквизиторов. Проводились крупномасштабные кампании с целью уничтожения Талмуда, все экземпляры которого все же сжечь не удалось, что является скорее исключением. Книги жгли тысячами на протяжении веков, масштаб уничтожения неугодной литературы был столь велик, что можно предположить: именно Инквизицию следует благодарить за недостаток упоминаний Иисуса Христа в нехристианских источниках, а ведь этот недостаток и вызвал у ученых эпохи Просвещения сомнения в самом существовании Иисуса со всеми вытекающими гипотезами, но это уже другая история.
Также акции массового сожжения книг проводились в Третьем Рейхе. Тогда сжигалась литература, признанная «антинемецкой»: жгли книги Фрейда, Маркса, Ремарка и многих других авторов. Масштаб деятельности нацистских книгосжигателей был несопоставим с достижениям их средневековых предшественников, но выглядело это эффектно.
И вот после Инквизиции и Третьего Рейха позаимствовать этот замечательный китайский опыт решило российское правительство. Мир с 221 г. до н. э. прошел долгий путь от «записей на бамбуке» до интернета. Китай также прошел долгий путь от сожжения книг к новым методам блокировки новых методов распространения неугодной информации. Параллельно с распространением по миру интернета, Китай создавал систему защиты него - Великий Китайский Файрвол, изолирующий подконтрольный правительству национальный интернет от глобального. Внутри китайского интернета также есть аналоги всех популярных глобальных сервисов - свой YouTube, свой Facebook, свой Twitter. А у китайского правительства есть возможность уничтожать всю неугодную информацию.
Российское правительство уже много лет с завистью смотрит на своих китайских коллег, и вот, наконец, готовит внедрение похожих мер. Для того, чтобы понять, чем же это грозит для нас, определим, каким же именно образом появление интернета повлияло на общество в целом и на отдельного человека в частности:
- Интернет стирает границы и расстояния. Возможность общаться в реальном времени с человеком, находящимся на другом континенте, не так давно была фантастикой;
- Образование. Гуманитарные вузы потеряли смысл существования окончательно, поскольку теперь можно лекции всех лучших профессоров мира слушать через Ютуб. Можно найти любую информацию, любые книги, обучающие курсы, что тоже было фантастикой не очень давно;
- Экономия времени. Многие обыденные вещи могли бы занимать у нас намного больше времени;
- Доступ к разным источникам информации. И в большинстве случаев мы легко можем проверять ее достоверность. Мы - первое поколение, которое имеет такую возможность, что и вызывает наибольшую обеспокоенность властей;
- Снижение уровня преступности и антиобщественного поведения. Существует масса стереотипов по поводу негативного влияния интернета на психику, распространения человеконенавистнических идей, роста атмосферы ненависти, но, тем не менее, распространение интернета всегда ведет к уменьшению количества насильственных преступлений, а также уровня потребления алкоголя и наркотиков.
На последний пункт этого очень неполного списка нашему правительству следует обратить особое внимание прежде, чем принимать закон. Потому что интернет делает улицы безопасными именно по той причине, что убирает с улиц людей. Гопник, что раньше сидел у подъезда с бутылкой пива, теперь сидит с этой же бутылкой пива дома, играет в POGB или World of Tanks, да и пива меньше потребляет. И вот интересно получается - люди, при каждом удобном случае демонстрирующие свой страх перед толпой на площадях, объявили войну явлению, которое уменьшает эту самую толпу на площадях в несколько раз.
Есть у этой истории еще одна очень интересная сторона. Вот средневековый Роскомнадзор вполне успешно блокировал интернет эпохи Средневековья, при котором книги переписывались вручную, но оказался полностью бессилен после изобретения книгопечатания. А сейчас новости о планах изоляции российского сегмента идут рядом с новостями о запуске первых спутников OneWeb. Не кажется ли, что принимающийся сейчас закон уже устарел?