Чаще всего муравьи ассоциируются у людей с мирными работягами, живущими ради своей королевы и колонии. Однако не все муравьи являются безобидными или пугливыми. Городские или садовые муравьи, например, не станут просто так нападать на человека, даже если он будет мешать или докучать им, а просто постараются скрыться, убежать. Но уже лесные муравьи являются более дикими, и могут угрожать поднятой головой с распахнутыми жвалами.
Муравьи являются большой семьёй, с которой мало кто может соревноваться в силе. Практически нет насекомых, которые могли бы в одиночку противостоять отряду данных членистоногих. Даже если муравьи не могут прокусить шкуру потенциального противника, они будут всячески надоедать ему, с целью убрать чужака на безопасное расстояние от муравейника. Итак, многие виды насекомых не смогут составить конкуренцию муравьями, но что насчёт других общественных насекомых?
Владельцы пчёл могли столкнуться с тем, что их пасеку штурмуют лесные муравьи с целью захвата мёда и прочей пищи. Превосходство муравьёв здесь на лицо: они имеют сильные жвала, собственную кислоту как химическое оружие, мобильность и работу в команде. Так как большинство пчёл больше мурашек по размеру, то им сложнее скооперироваться, в то время как муравьи могут растягивать пчелу за конечности в разные стороны, вплоть до её смерти.
Данная тактика применима и к осам, и к шершням. Муравьи также могут охотится за куколками ос для своих личинок, однако большинство таких столкновений происходит из-за спора «чья еда».
Другим ярким представителем общественных насекомых является термит. Этот вид относительно богат на касты. Солдаты могут делиться на ближний бой, оснащенные крепкой головой и мощными жвалами, стреляющий, который может выпрыскивать кислоту на противников, а также некоторые виды с возрастом накапливают в себе токсические вещества и взрываются во время боя, нанося противнику огромный ущерб. Рабочие особи здесь не считаются, так как они очень уязвимы.
Казалось бы, достойный отпор, однако данные виды могут эффективно сражаться только в обороне, используя тактику трёхсот спартанцев. То есть, максимально опасными для муравьёв они становятся в подземных тоннелях или в дырах термитника. В защите и обороне и заключается выживание данных насекомых – они держат противника до тех пор, пока рабочие не перекроют все входы и выходы в родной дом.
Сами муравьи имеют огромное количество разновидностей, среди которых есть жалящие, стреляющие кислотой и разительно отличающиеся по размерам в зависимости от касты, и все они враждуют. Вражда и войны за еду, территорию и рабов являются нормой и не позволяют муравьям нарушить баланс природы. Единственным исключением можно смело назвать аргентинских муравьёв, которые создают собственные федерации.
Сражение двух муравейников для человека может считаться достаточно редким явлением. Порой война может закончиться даже не начавшись, например, если патрульные поймали и убили вражеского разведчика. Даже если стать свидетелем борьбы не факт, что это будет интересно конкретному человеку, однако это может быть интересным событием в жизни другого. Огромные количества муравьёв сойдутся и будут сцепляться жвалами, растягивать друг друга, сбиваться в комки во время битвы, откусывать друг другу части тела, скидывать с опоры. Эти насекомые в большинстве своём слепые и ориентируются по запахам, поэтому, когда запахи смешаются, то свои будут убивать/добивать своих с обеих сторон. Длиться это может очень долго, по несколько часов, пока не станет ясно, у кого больше сил. Главное здесь - количество солдат, а не их особенности или тактика боя.
Данная картина боя может быть увидена жителем постсоветских стран. В тропиках же существует множество разновидностей с упомянутыми выше особенностями как жала (огненные муравьи), стрельба кислотой (Forelius ) или броня (Жнецы). Конечно, кислота никого не растворяет, для человека она вовсе безвредная и больше пахнет, чем жжёт, но для муравья, особенно раненного, она смертельна.
Кочевые муравьи и муравьи, ведущие полукочевой образ жизни являются самыми частыми агрессорами мира этих удивительных насекомых. Также известны муравьи-амазонки, которые занимаются рабовладением так как не имеют возможности ухаживать за собой самостоятельно.
Рабовладение у муравьёв отдельная тема. По факту, это и не рабовладение вовсе, а просто прибавка к общей численности муравейника. Дело в том, что «рабами» становятся личинки муравьёв. Они переносятся в муравейник и вырастают полноправными членами семьи в виде рабочих или солдат. Взрослые же особи не станут становится рабами, и до смерти будут стоять на защите своего дома.
Неудивительно, что муравьи являются самыми успешными общественными насекомыми. Миллионы лет эволюции сделали их могущественной силой в мире животных и цепочке питания. Войны муравьёв между собой, за выживание и с другими общественными насекомыми – лишь малая часть их жизни. Можно сказать с уверенностью, что главный противник муравьёв – это другие муравьи. Даже если они принадлежат к одному виду, их инстинкты и запах обязывают сражаться друг с другом, или избегать столкновения.
Эти удивительные насекомые до сих пор не до конца изучены и даже продолжают удивлять. Многие из этих видов по-своему уникальны и достойны внимания.