Найти тему

Игла

1988, реж. Рашид Нугманов

Официальный постер
Официальный постер

Культовое кино – западный феномен. Многие иностранные, незападные фильмы, которые имеют статус культовых, стали таковыми прежде всего в восприятии западной аудитории. Их приняли как культ не без оснований – каждая из этих картин имела потенциал стать культом, и этот потенциал оказался реализован.

В отечественном кинематографе таким фильмом стала «Игла». Главный герой с «партийной кличкой» Моро (Виктор Цой) приезжает в Алма-Ату, вероятно, для того, чтобы забрать долг у старого знакомого по кличке Спартак (Александр Баширов). Очевидно, Спартак не собирается отдавать деньги, он либо скрывается от Моро, либо каждый раз пытается сбежать при встрече с ним. Когда герой Цоя выслеживает Спартака в начале картины, то произносит фразу: «Спартак, я давно хотел тебе сказать. В этом мире люди делятся на две категории. Одни сидят на трубе, а другим нужны деньги. На трубе сидишь ты». Эта фраза, конечно, разошлась на цитаты.

Виктор Цой и советский ремейк "Глаза без лица"
Виктор Цой и советский ремейк "Глаза без лица"

Пообщавшись с должником, Моро приходит к своей бывшей девушке Дине с просьбой пустить его пожить у нее. Возможно, главной причиной его приезда стало желание увидеть ее. Дина дает ключи от квартиры. На следующее утро в квартире появляется странный человек. Моро выясняет, что это хирург Артур (Петр Мамонов), вместе с которым Дина работает. Оказывается, он замешан в торговле наркотиками и посадил Дину на иглу.

Теперь Моро должен помочь Дине избавиться от зависимости, а также забрать долг у Спартака.

Виктор Цой и хулиганы
Виктор Цой и хулиганы

Однако, как было сказано во введении, некоторые русские фильмы могут и должны быть описаны как культовые. Картина советского производства «Игла» может быть признана аналогом культового кино в России или даже культовым фильмом как таковым. На структурном уровне она содержит несколько тем, типичных для культового кинематографа. Это традиционная тема наркотиков, а также участие в фильме популярных рок-исполнителей – Виктора Цоя и Петра Мамонова. За свою карьеру Виктор Цой снялся только в двух фильмах – в эпизодической роли в «Ассе» и в главной – в «Игле». «Асса», между прочим, тоже может считаться культовой картиной. Приглашать сниматься в кино кумиров рока – обычная практика для авторов, желающих продвигать свои фильмы в среде «культистов». Например, Николас Роуг в своих ранних фильмах использовал звезд рока – Мика Джаггера («Перформанс») и Дэвида Боуи («Человек, который упал на Землю»), что привлекало к картинам фанатов творчества музыкантов. Но если Джаггер и Боуи играют в этих лентах довольно андрогинных персонажей, то Виктор Цой однозначно маскулинный. У него даже есть узнаваемые приемы: например, когда герой готовится к дракам, он надевает кожаные черные перчатки. Эта маскулинность не подчеркивается постоянными драками, которые часто остаются за кадром. Несколько сцен одной из двух драк, когда Моро должен сразиться с большим количеством людей, показывают только на финальных титрах.

Викторй Цой в пустыне
Викторй Цой в пустыне

Статус фильма как культового упрочился после трагической гибели Виктора Цоя через несколько лет после выхода картины. Таким образом, «Игла» может быть описана как культовая на тех же основаниях, что и фильмы с Джеймсом Дином, Брюсом Ли и др. Кроме того, в русскоязычной Википедии «Иглу», например, характеризуют как «культовый советский художественный кинофильм». Согласно «фильмам – лидерам зрительского успеха», «Иглу» посмотрели 14,6 млн зрителей при сроке проката 11 месяцев. В прокате картина заняла девятое место по сборам. Для сравнения: на первом месте оказался «Крокодил Данди 2», который посмотрели 45,3 млн при сроке проката 8 месяцев. Использование в фильме таких хитов группы «Кино», как «Звезда по имени Солнце» и «Группа крови», тоже сыграло свою роль.

Виктор Цой в папоротниках
Виктор Цой в папоротниках

Разумеется, в каких-то местах Цой выглядит чрезмерным и почти вульгарным. Однако по большей части фильм, конечно, состоялся благодаря игре Виктора Цоя, создавшего образ харизматичного, брутального, маскулинного молодого человека без конкретного занятия – того самого «бездельника», которого музыкант живописал в своих песнях. Фильм был так популярен, что на обложку апрельского номера журнала «Советский экран» поместили изображение Виктора Цоя. Петр Мамонов в небольшой роли Артура не переигрывает, чтобы не затмить звезду фильма.

В картине довольно изобретательно использованы элементы арт-кино: наложение звука из других текстов, планы сразу нескольких включенных телевизоров, видеоперемотка и т. д. И конечно, сегодня фильм интересно смотреть как слепок эпохи или из-за чувства ностальгии. Несмотря на то что кино посвящено наркотикам и криминальному миру, оно достаточно невинно: молодые хулиганы в кафе пьют пепси-колу из стеклянных бутылок. В 2010 г., эксплуатируя культовую репутацию «Иглы», Рашид Нугманов выпустил картину «Игла. Remix». Ремикс был принят прохладно и даже признан неудачным.

Виктор Цой и наше "Спасибо за внимание"!
Виктор Цой и наше "Спасибо за внимание"!

Ребята, если вам зашел этот материал, то мы не просим многого - подпишитесь, чтобы не пропустить другие материалы. Ваши лайки для нас - дороже денег!

Канал в Телеграм: https://t.me/guilty_pleasure