Найти тему
Академия смысла

Принципы мышления для творческих людей

Оглавление

В мире десятки тысяч сценаристов. Каждый посвятил своему ремеслу жизнь. Ежегодно выходят тысячи фильмов, и только 10-15 хороших. В других областях искусства дела обстоят не лучше. Что же отличает гениев от бездарностей? Как подняться над безликой посредственностью?

С ответами поможет наш неизменный союзник — мышление.

Всё, что нам нужно, — это модель

Реальность бесконечна сложна. Она полна парадоксов и скрытых закономерностей, переменчива и неоднозначна. Кроме того, мозг неспособен взаимодействовать с реальностью напрямую:

  • всё, что мы осознаем, для мозга уже случилось: обработка сенсорной информации, формирование мыслей и образов требуют времени. В каком-то смысле, мы постоянно живём в прошлом;
  • попытка каждый раз заново собирать данные из внешнего мира обернулась бы для мозга перегрузкой и привела к хаосу.

Чтобы избежать хаоса, мозг строит модели реальности. С точки зрения мышления, модели — или интеллектуальны объекты — это всё, что нам доступно. Они позволяют получить определённость, создать ощущение целостности восприятия.

От количества и качества интеллектуальных объектов напрямую зависят глубина, качество и уровень жизни. На одном краю спектра здесь — ярлыки и стереотипы, общие представления, принимаемые на веру, на другом — сложные, "тяжёлые" объекты, сборку и пересборку которых мозг производит годами.

Объяснительные, поверхностные модели ничего не стоят. Значение имеет только действие. Если после сборки модели понятно, что делать дальше, значит она эффективна, и её следует держаться. Если нет — пора собирать новую, а от старой избавляться всеми силами.

При освоении новых дисциплин, построении новых моделей важны не знания, а тренировка нейронных сетей, реконфигурация их для работы с новыми типами задач. Дело в том, что мозг не универсален. Он как швейцарский нож — может очень хорошо решать набор специальных задач. Набор этот ограничен и давно не актуален, но другого инструментария у нас нет.

Неважно, хотим ли мы научиться писать стихи гекзаметром, петь как Филипп Киркоров или спасти человечество от отупения. Кроме мышления, происходящего в древнем и созданном совсем для других целей мозге, нам рассчитывать не на что.

Творчество и гениальность

Творчество — особый способ взаимодействия с реальностью, при котором человек погружается в некое культурное поле, состоящее из множества моделей. Собрав достаточно много объектов и получив ряд компетенций, он видит возможности для создания чего-то нового.

Обычный человек способен понять принципы устройства выбранной области и даже блестяще скопировать выдающиеся произведения. Но творчество даётся ему тяжело: слишком мало проложено нейронных путей, слишком слабы связи, не хватает опыта и понимания того, как и куда двигаться дальше. А если легко даётся количество, то страдает качество.

Гении же очень сфокусированы и усердны, поэтому модели у них выстраиваются быстрее и объёмнее. За счёт постоянного и эффективного наращивания знаний, усложнения интеллектуальных объектов, они достигают удивительных высот. Творчество даётся им легко и естественно: мозг сам собирает сложнейшие конструкции, которые остаётся только воплотить в реальности.

Пример:

Дмитрий Шостакович был одарён феноменальной памятью и слухом. Он рано начал заниматься музыкой, учился у лучших преподавателей, быстро прогрессировал. По личной рекомендации директора Глазунова он поступил в консерваторию в 13 лет.

Шла Гражданская война, умер отец, Шостакович мёрз и голодал, но продолжал по 6 часов в день упражняться за фортепиано. Он ходил на все концерты и мастер-классы приезжих знаменитостей, подбирал на слух арии опер и темы симфоний. Он дружил с другими молодыми музыкантами, с которыми в четыре руки переиграл весь нотный каталог консерваторской библиотеки.

Его мощный, будто созданный для композиции мозг жадно поглощал информацию. Он прокладывал новые пути и создавал целые музыкальные миры. Шостакович добился мировой известности и стал одной из крупнейших фигур в истории музыки. Но, при всей одарённости, на это ему понадобилось 10 лет сосредоточенной тренировки мозга.

Ваш уникальный мозг

С гениями всё понятно, но что делать обычным людям?

Сначала следует осознать, что каждый мозг уникален. Генетика и культура определили конкретную конфигурацию вашего мозга — то есть вас самих — и сформировали ваши интересы, таланты и способ мышления. Скорее всего, вы уже знаете, как и где хотите проявить себя, но боретесь с культурными предубеждениями. Считаетесь с общественным мнением, сравниваете себя с другими, ищете простых и прямых путей. Это неверный подход.

Необязательно любить кино, чтобы быть сценаристом. Достаточно любить сценарии. Необязательно знать теорию музыки, чтобы писать успешные композиции. Хватит и умения комбинировать звуки на компьютере. Творчество может быть для вас хобби, профессией, способом выразить ярость, любовь, протест, отразить абсурдность или запечатлеть ваше видение мира.

Найти то, что вызывает интерес и отвечает вашему устройству — первый шаг. После этого начинается настоящая работа.

7 шагов к мастерству

  • Определите поле деятельности. Недостаточно сказать, что вы хотите заниматься просто дизайном. Дизайном чего: интерьеров, одежды, городской среды, рекламы, сайтов, книг, графическим или экодизайном? Продолжайте поиски и эксперименты, изучайте варианты, расширяйте карту реальности.
  • Загрузите в мозг информацию. Изучите историю и современное состояние выбранного направления, читайте книги о теории и практике, биографии и интервью, общайтесь с более опытными людьми, осваивайте разные техники. Вы отвечаете за количество, в качество его преобразует мозг.
  • Лишите себя возможности выбора. Поставьте мозг в такие условия, когда он не сможет отвлекаться: отключите интернет и телефон, закройте двери, работайте всегда в одном месте, придерживайтесь плана. Если это невозможно, разбивайте задачи на подзадачи, работайте отрезками по 1-1.5 часа, которые сможете полностью посвятить делу. Чем меньше свободы, тем выше вовлечённость и лучше результаты.
  • Имейте план, но будьте гибкими. Планы нужны, чтобы запустить маховик двигателя вашего мышления. Когда же механизм приведён в действие, не держитесь за старые представления, дайте бессознательному сделать работу за вас. У него это получается лучше.
  • Занимайтесь осознанно — и много. Необязательно тратить на дело 10000 часов, но без обширного опыта и многократных повторений не обойтись. Это нужно как раз для того, чтобы вполне освоить некое интеллектуальное поле, понять его структуру, научиться свободно говорить на его языке.
  • Отдайтесь проблеме целиком. Если перед вами стоит сложная задача или требуется творческое решение, всё время думайте о ней. Формируйте мощную доминанту и дайте дефолт-системе время на поиски решения. Но не забывайте получать новые впечатления: зачастую лучшие идеи приходят во время прогулок, случайных встреч или рутинных занятий.
  • Получайте дополнительные специализации. Освоив одно направление, вы поймёте, как оно связано со всем остальным, увидите ограничения и возможности. У вас возникнет естественное желание развиваться дальше. Не боритесь с ним. В поисках, экспериментах и ошибках рождается лучшее творчество.

Применяйте принципы эффективного мышления и прокладывайте новые тропинки в жизни и творчестве. Так вы повысите свои шансы однажды достичь вершин мастерства и создать нечто по-настоящему выдающееся.

Автор: Илья Печерский, участник курсов Академии смысла.

Узнайте по теме больше в Telegram-канале Школы мышления

и на нашем сайте.