Найти тему
CANLI Production

О свободе в неволе

Отзыв на спектакль «Къафестеки уриет»

«Бекир, не уезжай, нам очень нужны такие ученые как ты», - умоляет профессор Будапештского университета. – Я дам тебе место директора кафедры, я выдам за тебя свою младшую сестру!»

«Нет, я нужен своему народу на родной земле», - отвечает Бекир Чобан-Заде и возвращается в Крым.

«Откуда еще взялся этот Баку, Сеитбекир?», - недоумевает отец, когда сын в очередной раз собирается в долгий путь. Отец так и не понял, какого уровня человек вырос рядом, все ждал, что тот вернется, возьмется за ум и станет пастухом, как и все мужчины в их семье.

Сын простого пастуха из Карасубазара Бекир Чобан-заде добился невероятных высот в научном мире. И погиб в расцвете сил, став жертвой репрессий 1938 года. Моноспектакль «Кафестеки урриет» рассказывает о его яркой и трагической жизни.

На сцене минимум реквизита – стол, стул и большой экран. Моноспектакль означает, что актер на сцене только один.

Вот сцена возвращения в Крым, вот герой влюблен, вот он выступает на сцене национального съезда. Вот он тоскует по матери, с которой у него всю жизнь была особая душевная связь. Музыкой в ушах звучит колоритнейший ногъайский диалект. Вот герой возвращается из Москвы и видит тексты доносов от своих коллег и соотечественников.

-2

Нет сил и слов описать сцены пыток НКВД. Это надо увидеть. Чтобы помнить и не забывать.

За весь спектакль я ни разу не разблокировала свой смартфон. В наше время это говорящий факт, не так ли? За полтора часа я несколько раз утирала слезы, у меня щемило сердце, немели руки – тело отзывалось на действие на сцене.

Пьеса создана по архивным документам. И перед нами возникает образ, в первую очередь, Человека, который жил, дышал, любил, страдал, принимал непростые решения.

-3

Свет, звук, видео, невероятные рисунки Заремы Трасиновой и волшебная музыка композитора Эльвиры Эмир создают целостную картину. Чуткая работа и несомненный исследовательский талант Шефики Абдурамановой заслуживает отдельного упоминания.

Автор пьесы, постановщик и исполнитель роли Чобан-заде – Эльмар Аблаев проделал уникальную работу – замысел, режиссерские приёмы, световые решения, декорации, актерская игра.

После спектакля хотелось сказать многое, но выдохнулось только: наконец-то, сагъ олунъыз, мы ждали именно этот спектакль!

И еще одна деталь, мистическая. Время от времени на экране появлялись архивные фото Бекира Чобан-заде. Пойдете на премьеру, оцените внешнее сходство человека на фото и человека на сцене. Такое бывает?

Наджие Феми