Найти в Дзене

Реалистично ли описано метание ножей в "Волкодаве" Марии Семеновой?

"Волкодав" Марии Семеновой - эпохальный для своего жанра роман. Появившись в 90-ые, серия про Серого Пса, без преувеличения, открыла направление новому направлению историко-фантастической литературы в России.

И конечно, же Серый Пес сталкивался с метанием ножей: будучи телохранителем защищал кнесинку, а потом и сам демонстрировал свое искусство. О его броске мы поговорим в следующий раз, а пока - неудачное покушение, от которого Волкодав спас героиню романа. Насколько реалистично (в смысле достоверно и механически повторимо) показано в романе метание?

Давайте разберемся, в романе сцена с метанием ножей выглядит так:

Купец отступил чуть в сторону, обернулся и махнул рукой слугам выводить косящихся, прижимающих уши красавцев – жеребца и двух кобылиц. Послышался восхищённый ропот: кони оказались действительно превыше всяких похвал. И, кажется, Волкодав был единственным, кто на них не смотрел. Он смотрел только на толмача. Тот, как и купец, тоже подался в сторону, только в противоположную, чего настоящий толмач не сделал бы никогда. А потом, продолжая улыбаться, вдруг сунул обе руки в рукава, а взгляд стал очень холодным. В эту долю мгновения Волкодав успел понять, что уже видел его раньше, и догадаться, почему убийца вырядился именно сегваном. Ради этих вот широких рукавов, не утеснённых завязками…
Дальше всё происходило одновременно. Кнесинка Елень не успела испугаться. Её отшвырнуло прочь вместе с креслом – прямо на боярина Лучезара, – а пригнувшийся Волкодав, как спущенная пружина, с места прыгнул на толмача, стоявшего в четырёх шагах от него. Уже в полёте его догнал крик кнесинки. Ему почудилось прикосновение: что-то прошло по его груди и по левому боку, почти не причинив боли. Значит, он всё-таки не ошибся. Как всегда в таких случаях, время замедлило для него свой бег, и он увидел, как досада от испорченного броска сменилась на лице убийцы страхом и осознанием гибели. Потом искажённое лицо и руки со второй парой ножей, уже изготовленных для метания, подплыли вплотную. Ножи так и не ударили. Ударил Волкодав. Кулаком. Под подбородок. И услышал короткий хруст, какой раздаётся, когда переламывают позвоночник.
Сцена покушения. Автор рисунка - Антон Ломаев. Публикуется с разрешения автора.
Сцена покушения. Автор рисунка - Антон Ломаев. Публикуется с разрешения автора.

Автор иллюстрации к "Волкодаву" - знаменитый Антон Ломаев. Мы уточнили у иллюстратора, каким образом готовился рисунок, но, увы, с момента его создания прошло больше 20 лет (по словам Антона, это работа 1998 года), и историю отдельного фрагмента вспомнить уже невозможно.

Обратите внимание, Антон изобразил персонажа с очень мало распространенным в России глубоким хватом за рукоять (!)

А еще - посмотрите пристальней на нож, который держит в руках нападающий. Ничего не напоминает?

Нож "Стриж". Фотография с сайта kizlyarextreme.ru
Нож "Стриж". Фотография с сайта kizlyarextreme.ru

Иллюстратор, возможно, видел один из тысяч клинков этой знаменитой формы (по информации компании "Кизляр-Суприм", только за последние три года "Стрижей" продано около четырёх тысяч штук) и, не задумываясь, воспроизвел именно её.

Наш инструктор повторил предполагаемый бросок аналогичными ножами: с двух рук, глубокий хват за рукоять, комфортная дистанция - 2,8 метра. И вот что получилось:

Результат броска. Фото - автора.
Результат броска. Фото - автора.

Проверяем: в романе Семеновой было, цитируем "пригнувшийся Волкодав, как спущенная пружина, с места прыгнул на толмача, стоявшего в четырёх шагах от него". Напомним, Волкодав, по сюжету, работал телохранителем кнесинки и в момент покушения находился рядом с ней. Четыре шага - очень похожая на 3 метра дистанция)))

Мы задали вопрос Марии Васильевне о том, каким образом и на основании каких материалов была написана сцена с метанием ножей, но, увы, пока не получили ответа. И да, мы отдельно уточнили, почему для покушения выбраны именно ножи, а не, скажем, лук со стрелами?
Stay tuned!

И тем менее, тандем автора и иллюстратора отобразил метание ножей более чем реалистично. Повторить бросок - возможно.
Важно! Мы говорим только о механической повторяемости и достоверности описания броска. Осмысленность применения метательных ножей и их потенциальную убойную силу обсуждать считаем делом бессмысленным.

P.S. Посмотрите, как эта же сцена получила совершенно иное отображение в фильме, снятом по мотивам романа, Николаем Лебедевым.

_______________________________________________

Вопросы, замечания/пожелания/предложения присылайте, пожалуйста, по почте knifethrowing@yandex.ru

Если хотите спорить в комментариях - мы только за. Спорьте фактами (с указанием первоисточника и ссылки на него), пожалуйста.

Господа, напоминаем, что за мат и неадекват в комментариях - удаление комментария, а затем бан автору.